Материал для родителей «Дружба между детьми». Как научить ребенка дружить?
консультация

«Дружба между детьми».

Как научить ребенка дружить?

Ребенок умеющий дружить, легко адаптируется в любом коллективе, бывает тогда признан окружающими в обществе, и комфортно себя чувствует среди них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_nauchit_rebenka_druzhit.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружба между детьми».

Как научить ребенка дружить?

Ребенок умеющий дружить, легко адаптируется в любом коллективе, бывает тогда признан окружающими в обществе, ему комфортно с людьми и в обществе. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно.

   Начиная с двухлетнего возраста, объяснять ребенку, что такое дружба.

Ведь дошкольнику нужна компания, потому что только он сможет сформироваться как социальная личность. Дружба построена на откровенной симпатии и привязанности. Ведь в процессе игры формируются коммуникативные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья.

   Кроме общения родители должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым, коммуникабельным.

- Помогайте найти друзей. Возрастная категория играет роль в умении общаться. При этом наблюдайте, к примеру, в парке за общением детей. Не оставляйте ребенка одного, пусть он сначала поиграет с кем-то одним, а потом в группе.

- Организуйте встречи. Если к вам пришел друг вашего ребенка, то нужно придумать, чем занять детей. Принимая дома гостей, вы будете учить своего ребенка правильно вести себя с ними, а так же делиться с другими детьми. Если детей несколько, можно, к примеру, почитать детям книжку и т.д.

- Друзья могут поссориться. Это неизбежно. Научите самостоятельно решать конфликт, это качество пригодится в будущем. Научите ребенка оставаться спокойны, для этого нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Выясните, по какой причине произошел конфликт. Пусть расскажет, почему поссорились, дайте ребенку высказаться. Предложите ребенку самому подумать, что можно сказать или сделать для решения проблемы. Помогите найти мирный выход из положения. Предложите подойти к другу и помириться, а если не поможет, то при следующей встрече можно попробовать снова. Научите ценить дружбу, расскажите о положительных качествах его друга, чтобы он еще лучше к нему относился.

   Читая сказки или просматривая мультики, рассказывайте, что герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогли друг другу. Когда ребенок становится старше, делайте акцент на человеческих ценностях, как он ведет себя в той или иной ситуации.  Объясняйте, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга.

   После пяти лет происходит изменение в его отношениях со сверстниками.

Важным фактором является не только способность делиться игрушками, сколько умение играть, а фактором положительных взаимоотношений - способность уступать партнеру и согласовывать с ним ход игры.

   Создаются условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками. Во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление знаний и сведений об окружающем мире. Ребенок стремиться осмыслить и упорядочить их. Дети делятся новыми впечатлениями со сверстниками.

В-третьих, развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяет самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. В – четвертых, интерес ребенка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников.

Происходят следующие изменения в жизни ребенка:

- изменение роли взаимоотношений со сверстниками в эмоциональной жизни ребенка и усложнение этих взаимоотношений;

- появление интереса к личности и личным качествам других детей.

В некоторых группах происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Осуществляется обдумывание, обсуждение и осознание, как самих взаимоотношений, так и поступков и качеств, сверстника.

Охарактеризуйте  значение слова дружба:

  • когда можно вместе помолчать;
  • когда друг всегда поможет в трудную минуту;
  • когда тебя принимают вместе с недостатками;
  • когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
  • когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.

Расскажите, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. Объясните важность взаимопомощи и поддержке.

Что мешает ребенку общаться со сверстниками.

Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:

  • Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения - приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.

Рекомендации:

- Нормализовать семейные отношения.

-Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок, видя все, подражает.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

- Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как

вам хотелось бы это видеть.

- Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Дать ему понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

- Научить его общению со сверстниками.

- При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

- Помнить, что и слово может ранить ребенка. Понимать ребенка!

  • Ложь. Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь. А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.

Чтобы потребность во лжи отпала, ребенок должен быть уверен, что близкие люди: доверяют ему и друг другу; никогда не унизят его; встанут на его сторону в спорной ситуации; не отругают и не отвергнут; поддержат в любых непростых ситуациях и дадут хороший совет; если накажут, то справедливо.

  • Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и воспитателей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.

  • Импульсивное поведение. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Ребенок отличается невероятной двигательной активностью, повышенной отвлекаемостью, невнимательностью. С трудом дожидается своей очереди во время игры, занятии, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не может играть тихо и спокойно; часто вмешивается в игры и занятия других детей; «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто находятся вне ситуации. Поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. 

Психолого-педагогическая помощь:

    Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников является игра. В частности, игры с правилами и длительные игры со сверстниками. В играх этим детям потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других. 

Рекомендации: 

- Договаривать с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

- Использовать гибкую систему поощрений.

- Предоставлять ребёнку возможность выбора.

- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния окружающих.

- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Искать пути выхода из ситуации, что является положительным и отрицательным.

- Учить брать ответственность на себя.

  • Проявляющееся упрямство в характере личности ребенка.
  • Демонстративность.

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя. Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе. Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, - и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.

  • Замкнутый ребенок. Ни все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.

    Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться, не заставлять ребенка выполнять то, что он не желает;

- любить своего ребенка со всеми его плюсами и минусами;

- не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;

- преодолевать страхи ребенка;

- учить его коммуникативным навыкам;

- поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.

  • Тревожный ребенок. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

- Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?"

- Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

  • Высокочувствительные

Какие проблемы в поведении высокочувствительных детей надо решать:

- Как себя вести, если у вас нет высокой чувствительности. Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от каких-то планов, если ребенок устал. Дома или в групповой комнате детского сада нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что-то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например рисует открытки для вас, покажите, как это ценно.

- Как себя вести, если вы высокочувствительный человек. Научитесь быть спокойными независимо от внешних условий. Как в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка». Нужно научиться защищать ребенка, отстаивать его интересы, когда это уместно. Поступок близкого взрослого будет не только защитой ребенку, но и важным примером для него. Избегайте гиперопеки. Не исключайте из жизни ребенка все, чего вы сами боитесь или не любите. 

Несколько советов  родителям для социализации детей:

Если ребенок  не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

  • Обеспеченность  стабильностью

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным продолжительно длительно время. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как «здорово дружить». Некоторым детям нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

  • Личный пример

Если ребенок  видит, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

  • Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Важно, чтобы родители слушали своего ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания.

  • Разговоры по душам

Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду ребенка, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

  • Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Конфликты между детьми"

Причины конфликтов и советы для родителей....

Консультация для родителей " Отношения между детьми в группе детского сада"

Когда ребенок «дорастает» до детского сада и начинает его посещать, он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими...

Консультация для родителей "Взаимоотношения между детьми и родителями. "

Взаимоотношения между родителями и детьми.Взаимоотношения родителей с детьми во многом зависят от стиля воспитания, которого они придерживаютсяТрадиции и правила в разных семьях отличаются друг от дру...

Консультация для родителей «Ссоры между детьми - пути решения»

laquo;Разве родителям не стоит вмешиваться в ссоры детей?» — возможно, спросите вы. Иногда следует, а иногда и нет....

Консультация для родителей "Ссоры между детьми: как помирить?"

К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Роль взрослого, научить ребенка великому искусству – умению разрешать конфликты мирно, что пригодится ему в течение всей жи...

Консультация для родителей "Ссоры между детьми. Как помирить?"

Ссоры в детских колективах и в семье не редкость. Практические советы как помирить детей...