Современные дети и современные игры и игрушки
статья

Кошляк Ирина Вячеславовна

Ведущая деятельность ребенка- дошкольника- игровая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл современные дети17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети и современные игры и игрушки    В настоящее время в обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.  Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя время препровождения малыша, родители озадачены, в первую очередь, тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить! Как можно раньше научить  - читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – дошкольника – игровая!  В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той или иной форме – продолжают играть до 9-10 лет!  Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности. Осознав это, педагоги стремятся вернуть игру детям – дошкольникам, всячески популяризируя эту важнейшую проблему, обсуждая ее между собой и родителями.

   У родителей, как правило, не всегда есть время, чтобы вникать в игровое пространство детей – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка или модных течений, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими  играми  и игрушками.

  Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать  детям  развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентировать в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

 Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде  всего мы говорим о формировании зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

  • Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
  • Принимать самостоятельные решения;
  • Предвидеть  последствия  чужих и  учиться на своих ошибках;
  •        Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

  Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра.

   Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх лет  дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “дочки-матери”, “магазин”, “приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. В игре происходит попытка примерить на себя социальные роли взрослых.  У детей  не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель.

С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки, не травмируя его личность, делая замечание не в нравоучительной форме, а следуя сюжету игры.

  Используя игру как средство социализации ребенка, не стоит забывать, что социальные проявления в нашей стране время от времени претерпевают изменения. Игры детей перестают быть похожими на игры их пап и мам. Попробуйте поиграть с современными детьми в советский магазин с очередями, неэлектронными весами  и подсчетом сдачи на деревянных счетах. Или предложить им обыграть работу портного в ателье, в котором они ни разу не были…

   Нельзя не сказать и о том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные игрушки. Во-первых, их много, поэтому за частую ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом  разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов… Сюжетов для игр с такими игрушками отличается от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками! Это нельзя игнорировать!

   Игрушечное изобилие - иначе и не назовешь современный мир, в котором растут наши дети. У современных детей достаточно богатый выбор, и все умеет  ходить, не обременяя себя и хозяина проводами. Это всевозможные игрушки, включая игрушки для самых маленьких, для девочек и мальчиков, интерактивные и электрифицированные игрушки,  роботы - трансформеры  и куклы, игрушки для активного отдыха и настольные игры. Все это яркое, поющее, почти живое. Производители игрушек постоянно следят за новинками кинематографа и мультипликации, и почти все герои и персонажи, которыми увлекаются современные дети, находят свое воплощение в образе игрушек.

.    Несомненным достоинством является натуральность и естественность современных игрушек, что характеризуется точностью воплощения образа, который воплотившись в мягкую игрушку, внешне обладает характеристиками одушевленного существа. Дети верят, что их игрушки живые и возможности современного производства лишь лишний раз подтверждают это.

   Что касается недостатков современных игрушек, то некоторая пропаганда насилия, которое несут игрушки, изображающие оружие, маски монстров, военизированные игры - это влияние сегодняшнего мира, с повседневным насилием в новостях, фильмах и даже мультфильмах. В этой ситуации лично родители должны решать, какие игрушки покупать своим детям, не забывая о том, что с одной стороны излишество вредно, а с другой, что ребенку рано или поздно придется столкнуться с действительностью.

    Дети во все времена отождествляли себя с какими-то героями, которые, по их мнению, являются олицетворением смелости, ловкости, силы, красоты и других качеств. Для современных детей безусловным авторитетом является Человек-паук, Гарри-Поттер, Зена (королева воинов),   Винкс.   А среди игр можно наблюдать, например, такую: Ведущий-это злой колдун, а остальные  игроки-хоббиты.  Колдун отдает приказы хоббитам, которые те беспрекословно выполняют. Или игра в зомби, когда игрок должен ходить как робот и повторять «Я зомби, я зомби.»

   Подобные игры часто пугают нас взрослых, но на самом деле смена героев – это лишь отражение реалий нашей жизни, а значение самой игры для ребенка никоим образом не изменилось. Дети проходят разные этапы развития, в соответствии с которыми меняется сложность и эмоциональная окрашенность игры, но неизменным остается потребность ребенка при помощи фантазий преодолеть сложности реальной жизни. Игра используется детьми, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции, примерить на себя модель другого поведения.                                                                                                                                                                                  

   Помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития – все это является задачами нашей работы, дорогие педагоги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы "Игры и игрушки"

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений с использованием элементов робототехникиЗадачи:Образовательные:- способствовать формированию умения составлять алгоритм дв...

Консультация для родителей «Почему современные дети не умеют играть вместе?»

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современныедети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеютпридумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети...

Мастер - класс для родителей детей раннего возраста «Игры и игрушки полезные для детей раннего возраста»

В мастер-классе для родителей детей раннего возраста в процессе совместной работы с педагогом-психологом родители актуализируют информацию о том, в какие игры эффективнее всего играть с детьми данного...

Почему современные дети почти не играют?

Современные дети, высокотехнологичные роботы, интерактивные планшеты, радиоуправляемые персонажи или машины, вечно занятые родители и оставленные сами себе девочки и мальчики - или как вернуть ребенку...