Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"
методическая разработка

Тадырова Айана Васильевна

Поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну- это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditeley.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду                                       

Воспитатель:

       Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну- это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает «как я без мамы? Не забудут, ли мня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду - процесс не простой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этом период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте - это, в первую очередь, игры. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу) Порой и взрослому возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души. Затем можно провести эти игры и с ребенком.

Игра «Полянка настроения»

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционально фон, развитие воображения.

Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Воспитатель:

Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра «Колючий ежик»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Воспитатель: Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется не обычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете « ежика» по каждому пальчику начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дальше задерживаетесь на подушечки каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит – бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищем ягодки – грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывается, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организм.

Игра « Что нам подскажут пальчики»

Цель: Развивать тактильное восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта. Стимуляция познавательной активности.

Оборудование: Природный материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

                                                        Ход игры:

Воспитатель:

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы – шишку, каштан. Камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень - гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт  (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Игра «Легкое перышко»

Цель: Развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация  психоэмоционального состояния.

Оборудование: Перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

                                                          Ход игры:

Воспитатель:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке- цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долги         выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Упражнение «Дышим животиком»

Воспитатель:

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выход.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животики поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животики поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенок и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выход:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

 Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к  общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных  ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра « Бабочка на весеннем лугу»

Цель: Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижения уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: Цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые – а в прозрачные. Эту игру  любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниваться с радостью, испытываемой  ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества  (его в какой- то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы – бабочки весенние, на листиках  сидели (ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул  - полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крыльями» во время потягивания.

Игра «Храбрые лягушата»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: Бумага в рулоне, корзина.

Ход игры:

Воспитатель: Особое значения для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра - превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит.(от рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол)

Воспитатель:

Жили – были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушата сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква – ква – ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.

     А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро- быстро, чисто – чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одного из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: Развитие тактильного восприятия, возбуждения интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: Таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер – сюрпризов, разноцветные бусинки, резиновые игрушка.

Ход игры:

Воспитатель:

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отравы трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавлению в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в не познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними.:

  • Взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
  • Собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
  • Приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

 

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: Обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

                                             Ход игры:

Воспитатель:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него « не так», но сделать это  ему пока сложно.  Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой…. грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте  друг с другом, поздоровайтесь пальчиками . Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам. Что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные  любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость  помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Игра «Рисунки на песке»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, визуализация понятии «Я».

Оборудование: Цветные пластиковые подносы, манная крупа.

                                                  Ход игры:

Воспитатель: Давайте вспомним одну из самых любимых игр – занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет  ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любя играть  в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно  выполнять движениями двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Игра «Дом счастливого ребенка»

Цель: Повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

Оборудование: Игровой материал.

                                                    Ход игры:

Воспитатель:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей....

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"

Просвещение родителей по игровой деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...

Практикум для родителей: "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"

Предлагаю Вашему вниманию материалы для адаптации ребенка к детскому саду. Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма огранич...