Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна

 

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_znachenie_palchikovyh_igr.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

                                                           

                                                               Составитель:

Воспитатель Гордиевская Е.В.

Мегион 2019г.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, – с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.

КОГДА  НАЧИНАТЬ  ЗАНИМАТЬСЯ?

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 3-х лет. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

В 6-7 месяцев полезны делать массаж кистей рук с помощью незамысловатых пальчиковых потешек: «Этот пальчик в лес пошел…», «Этот пальчик дедушка…» и т.д. Длительность упражнений – по 2-3 минуты каждый день.

В возрасте 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев ребенка. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику. Кроме этого, необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие куски бумагу (газету), перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (матрешки).

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь застегивать и расстегивать пуговицы, вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз. Или положите между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С 3-6 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т.д. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

КАК  ИГРАТЬ  В  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ

Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Сначала все движения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре.

Расположение мамы относительно ребенка во время игры зависит от сложности самой пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть (стоять, лежать) сбоку от ребенка. Можно положить грудного малыша к себе на колени. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребенка между ног как в гнездышке. В некоторых играх, для детей от 2,5-3 лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Также можно стоять друг напротив друга.

В  КАКОЕ  ВРЕМЯ  ЛУЧШЕ  ЗАНИМАТЬСЯ?

Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Игры – усыплялочки используются в ходе приготовления ребенка ко сну, они помогают снять напряжение и вечернюю активность. Речевое сопровождение колыбельными потешками с успокаивающей ритмикой текста расслабляет и убаюкивает ребенка.

Игры – просыпалочки проводятся тогда, когда ребенок уже проснулся, но еще лежит в постели. Можно использовать их и тогда, когда вам нужно разбудить ребенка. Это своеобразное ласковое пробуждение малыша с помощью легкого утреннего массажа тела и рук.

После игр – просыпалочек и проведения утренних гигиенических процедур можно переходить к активным пальчиковым играм. Мама может рассматривать проведение утреннего сеанса пальчиковых игр как прекрасную возможность утренней разминки и своего организма.

Пальчиковые игры нужно обязательно чередовать играми-переменками. К примеру, показывать, как ходят, прыгают, ползают те или иные персонажи потешек и т.д.

Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка или использовать их как переход от одного занятия к другому. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т.д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.

ЕСЛИ  РЕБЕНОК  ОТКАЗЫВАЕТСЯ  ИГРАТЬ В  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ   

Многие малыши  в 6-8 месяцев начинают сопротивляться при попытке поиграть с ними в пальчиковые игры. Не беспокойтесь, ничего особенного не происходит. Большинство детей реагируют на любые принудительные упражнения в этом возрасте именно так.

Мелкую моторику ребенка можно развивать не только пальчиковыми играми. Существует множество способов ее развития. Об этом упоминалось  выше.

Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес у детей начиная с 2-2,5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить вас поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ПОТЕШКИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  ОТ  3  ДО  18  МЕСЯЦЕВ

ВЬЮШКИ

Для детей от 3-8 месяцев.

В этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. С помощью этой потешки вы будете совершенствовать движения и координацию рук малыша. В такт песенке легонько постукивайте кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза или до тех пор, пока ребенок не проявляет неудовольствия.

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

         Для детей от 3 месяцев.

Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел.

СОРОКА – БЕЛОБОКА

         Для детей от 5 месяцев.

В этой игре основное внимание уделено большому пальцу потому, что он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые осложняются, если малыш не научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке. Чертите пальцем круги по ладошке, загибайте пальчики и приговаривайте:

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не рубил,

Воды не носил.

(на последних словах покачайте мизинчик и сожмите все пальчики в кулачок)

ЛАДУШКИ

         Для детей от 8 месяцев.

Хлопки в ладоши, взмахи «ладошек-крыльев» (ладошки «прилетели» отдохнуть на макушку) и снова хлопки в ладоши.

– Ладушки-ладушки,

Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашка масленка,

Бабушка добренка.

Попили-поели,

Полетели-полетели!

На головку сели,

Сели-посидели,

Ладушки запели!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ПОТЕШКИ   ДЛЯ  ДЕТЕЙ ОТ ГОДА  ДО  СЕМИ  ЛЕТ

У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ

         Для детей от 1,5 до 5 лет.

Начертите пальцем на ладошке ребенка круг, а затем поочередно загибайте все пальчики, поглаживая и пощипывая их от основания к кончикам, приговаривая:

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

(Руки согните в локте. Пальцы мягкие, гибкие, расслабленные. Сделайте несколько движений кистями вперед-назад.)

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый – мизинец, принес вам гостинец.

(Затем поочередно загибайте все пальчики, поглаживая и пощипывая их от основания к кончикам, приговаривая слова потешки.)

ЧИКИ, ЧИКИ, КИЧКИ…

         Для ребенка от 2 до 7 лет.

Руки перед грудью, ладони повернуты к телу. Большие пальцы переплетены, образуя «голову птицы», остальные пальцы будут «крыльями». Ритмично помашите ими.

Чики, чики, кички,

Березовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

АЛЫЕ ЦВЕТЫ

         Для ребенка от 2 до 7 лет.

Ребенок сидит напротив вас за столом.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

(Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

(Производит плавные покачивания кистями рук.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(Пальцы медленно соединяются, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Цветок снова покачивается на ветру.)

ГУСИ – ГУСИ…

         Для ребенка от 1 до 3 лет.

Ребенок сидит напротив вас.

Гуси-гуси,

Га-га-га.

(Покажите гусей: большой палец будет нижней частью клюва, а плотно прижатые друг к другу остальные – верхней.)

Есть хотите?

Да-да-да.

(Ритмично сгибайте и разгибайте пальцы обеих рук.)

Так летите!

(Опускайте и поднимайте пальцы обеих рук.)

Нет-нет-нет!

(Пальцы поднимайте вверх, ритмично покачивайте ладошками влево-вправо.)

Серый волк под горой

Поджидает нас домой.

(Пальцы поджаты, изображают лапы волка, скребущего землю. Ритмично двигайте «лапами» вперед-назад.)

Зубы точит, съесть нас хочет.

(На последних словах пощекочите ребенка.)

ИГРЫ  УСЫПЛЯЛОЧКИ

ХОДИТ СОН…

 Для детей от 3 месяцев до 3 лет.

Малыш лежит рядом с вами на кровати. Расслабленная, раскрытая ладонь ребенка лежит в вашей руке.

Ходит Сон

Близ окон.

Бродит Дрема

Возле дома.

И глядят –

Все ли спят?

Указательным пальцем в такт потешки легкими маятникообразными движениями начните ход по ладошке ребенка от кончика большого пальца через запястье к кончику мизинчика. Затем от кончика мизинчика через запястье к кончику указательного пальчика. От кончика указательного пальчика через запястье к кончику безымянного пальчика. От него через запястье к кончику среднего пальчика. От среднего пальчика через запястье снова к мизинчику, от мизинчика снова к большому пальчику, от него – к кончику мизинчика и т.д.

КОТЯ-КОТИНЬКА-КОТОК

Для детей от 3 месяцев до 3 лет.

Малыш лежит рядом с вами на кровати, в удобной для него позе: на боку, на спинке или на животике. Возьмите расслабленную ладошку ребенка в свою руку.

Котя-котинка-коток,

Котя – серенький хвосток.

(Погладьте тыльную сторону ладоней.)

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

(Разверните ладошку ребенка тыльной стороной вниз и пройдите по ней двумя пальцами, как ногами.)

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

(Круговыми движениями от края к центру по часовой стрелке погладьте ладошку.)

Дам кусочек пирога

(Проведите линию от центра ладони до кончика мизинца.)

И кувшинчик молочка.

(Проводите линию от центра ладони до кончика большого пальца.)

Уж ты кушай, не кроши,

Больше кушать не проси.

(Круговыми движениями от края к центру по часовой стрелке погладьте ладошку.)

Повторите 5-7 раз.

СКАКАЛКИ ГОРНОСТАЮШКИ

Для детей от 3 месяцев до 3 лет.

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели,

На Сережу поглядели.

Говорит горностай:

(Круговые поглаживания расслабленной ладошкой ребенка от края к центру по часовой стрелке.)

– Поскорей подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

(Положите свою ладонь на раскрытую ладонь ребенка палец, развернув ладошки навстречу друг другу, и погладьте 5-7 раз, как бы вытягивая детскую ручку, помогая ей «подрасти».)

И зайчонка, и волчонка,

(Помассируйте и загните мизинчик, безымянный пальчик.)

И в болоте лягушенка,

(Помассируйте и загните средний пальчик.)

И на елке кукушенка,

(Помассируйте и загните указательный пальчик.)

А под елками – лису!

(Помассируйте и загните большой пальчик – прижмите им все остальные пальчики.)

 

ИГРЫ – ПРОСЫПАЛОЧКИ

ТРАВКА – МУРАВКА

Для детей от 3 месяцев.

Малыш лежит рядом с вами на кровати. Расслабленная раскрытая ладонь ребенка лежит в руке взрослого. Поглаживайте ее легкими круговыми движениями, затем немножечко пощипайте, соберите ладошку в кулачок и начните читать потешку:

Травка-муравка со сна

Поднялась,

(Отогните и помассируйте от основания до самого кончика большого пальчика.)

Птица-синица за зерно

Взялась,

(Отогните и помассируйте от основания до самого кончика указательного пальчика.)

Зайки – за капустку,

(Отогните и помассируйте от основания до самого кончика средний пальчик.)

Мышки – за корку,

(Отогните и помассируйте от основания до самого кончика безымянный пальчик.)

Детки – за молоко.

(Отогните и помассируйте от основания до самого кончика мизинчик.)

Перейдите к занятию с другой ручкой.

ПОТЯГУШКИ

Для детей от 3 месяцев.

Проводится с ребенком тогда, когда он уже проснулся и расслабленный лежит в постели. Ласково поглаживайте тело ребенка, как бы очерчивая его контуры, называйте вслух и обозначайте части тела малыша, поглаживая и массируя их.

Потягунушки-порастунушки!

Потягунушки-порастунушки!

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунюшки,

Поперек – толстунюшки,

А в ушки – слышунюшки,

А в глазки – глядунюшки,

А носику – сопунюшки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

СОЛНЫШКО – КОЛОКОЛНЫШКО

Для детей от 3 месяцев.

Если ребенок спит на спинке, то начните движения с животика, если малыш лежит на животике, – то со спинки.

Солнышко,

Колоколнышко,

(Начните с легких круговых движений по часовой стрелке по животику (спинке).)

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

(От центра животика (спинки) проведите кончиками пальцев вверх до груди, затем спуститесь вниз от плеча до кончиков пальцев.)

Нам в поля бежать!

(Движения ладонями вниз от ягодиц до пяточек.)

Нам весну встречать!

(Если ребенок лежит на спине, приподнимите ножки и согните их в коленочках, прижмите к животику, затем распрямите, повторите 2-3 раза; если на животике, то переверните его на спинку и проделайте вышесказанное упражнение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...