Материал для родителей по теме недели «Одежда. Обувь. Головные уборы».
занимательные факты (средняя группа)

Батурина Елена Антоновна

Рекомендации для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_poyavleniya_varezhki_valenka_shapki-_ushanki.docx22.48 КБ
Файл 23.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

История появления рукавиц


Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. 
Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. 


Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

Русские цари надевали "перстатые рукавицы", .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других. 
Первые известные науке перчатки найдены в гробнице Тутанхамона. Конечно, им было далеко до современных. Сначала перчатки шили в виде мешков, потом наподобие варежек, и, наконец, появились перчатки с пальцами. Жители Древнего Египта ими не пользовались, хотя и получали в дар от покоренных народов как знак вассальной зависимости. В Афинах же аристократы надевали перчатки, дабы не запачкать и не обжечь руки во время еды.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма. 



Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение.
 Постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. 


На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. 

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

Стихи для чтения и заучивания.

Рукавичка (Елена Рожкова-Астахова)
Рукавичку я надену
Свои пальчики согрею.
Надеваю, надеваю
Ничего не понимаю.
Раз и два, и три, четыре
Будут жить в одной квартире.
А у пятого беда -
Он живет, как сирота.
Мерзнет он в своем дому,
Очень холодно ему.
Рукавичку я сниму,
Все я пальчики найду.
В кулачок я пальцы сжал -
Никого не обижал.
Снова вместе - хорошо.
Будет пальчикам тепло.


Варежки (Галина Ильина)
Стоит им
Зимы дождаться,
Начинают
Обниматься
Варежки
На улице.
Ах, какие умницы!

Варежки (Анна Вишневская)
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам - друзья!

***

На день рожденье Вареньке
Подарили валенки.
Красные-прекрасные.
Вот какие валенки.
Узорами расшитые.
Кожею подбитые.
Модные-удобные.
Вот какие валенки.
С днем рожденья, Варенька!
Носи на радость валенки.

***

Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду я с ребятами в них в снежки играть.
Крики раздаются и счастливый смех.
Радость и веселье охватили всех.
Вся в снегу одежда и валенки мои.
Хороши морозные, солнечные дни!

***

Мяу-мяу! - плачет кошка. -
У меня озябли ножки.
Сделай, бабка, валенки,
Как у внучки Галеньки.

Утром бабка с Галей встали,
Мурке валенки скатали.
Ходит Мурка в валенках
Самых-самых маленьких.

Загадки

Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют? (Валенки)

***

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.(валенки)

***

В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, днем - домой. (валенки)

***

Их треплют, катают, а в зиму таскают. (валенки)

***

  • Треплют, катают,
    В морозы таскают,
    И хоть это не сапожки,
    Никогда не зябнут ножки.
    (Валенки)

***

В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги. (Валенки)

А ну-ка ребята,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает. (Варежки)

***

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

 Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

***

Если я катаюсь с горки,

Для ладошек эти «норки»,

И в такой мороз трескучий

Пальцы холод мне не мучит! (Варежки)

История возникновения валенок на Руси.

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.

Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи. Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры.

На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.

Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал. «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортируют, моют и сушат, а после этого специальная машина измельчает ее и превращает в вату. Затем чесальная машина делает ее воздушной и закатывает в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроят валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходит стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывает его в валяное сукно. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Особое внимание уделяется сращиванию подошвы, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.

Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким, изделие проходит несколько этапов:

1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.

2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.

3. Мокрая валка.

4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.

5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.

Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь: аленки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами; натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору; валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары; ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу; улучшают микроциркуляцию крови стопы; натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.

История шапки-ушанки.

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов. Даже сейчас эта шапка пользуется популярностью у молодежи, так как она отлично спасает нашу голову морозной зимой. Давайте же узнаем о её истории.

Шапка- ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели. Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.

Согласно древней славянской традиции, которая прочно укоренилась в Киевской Руси (Х –ХІІІ вв.) и позже в Великом княжестве Московском (ХІV –XVII вв.), без головного убора могли ходить лишь незамужние девушки. Мужчинам и замужним женщинам полагалось вне дома носить головной убор. Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» — оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.

В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.

Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».



Предварительный просмотр:

Тема недели: Одежда

Рекомендации для родителей:

  • Попросите ребёнка принести тот или иной предмет одежды по вашей просьбе.
  • Расскажите ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года
  • Какая бывает одежда?

По принадлежности - мужская, женская, детская

По сезонам - зимняя, летняя, демисезонная

По назначению - домашняя, спортивная, форменная или специальная

Привести примеры всех типов одежды.

  • Показать ребенку – как правильно ухаживать за одеждой (сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики).
  • Почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме: «Наша Маша маленька...»; Б, Заходера; «Обновки».
  • Предложите ребенку из рекламных буклетов вырезать и наклеить картинки с изображением одежды для мамы, папы и ребенка
  • Поиграйте в игры, которые развивают речь, мышление, память детей:                          

«Расскажи о своей одежде»

Внимательно рассмотреть верхнюю одежду, назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава, манжеты)

Дидактическая игра «Один - много»

 Рубашка – рубашки, куртка – куртки, кофта – кофты, юбка – юбки, варежка – варежки, носок – носки, майка – майки и др.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Рубашка – рубашечка, куртка – курточка, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик, носок – носочки.

Дидактическая игра «Дорожки».

Положите на пол несколько шарфиков - это дорожки. Находите короткую - длинную дорожку, широкую - узкую.

Игра «Скажи наоборот».

Надевать – снимать,

завязывать – развязывать,

застегнуть – расстегнуть,

гладить – мять,

повесить – снять,

покупать – продавать.

Игра «Какая одежда бывает?»

(с объяснением взрослого)

верхняя (плащ, пальто, шуба и др.),

детская…,             взрослая…,

женская…,            мужская…,

спортивная…,      зимняя..,

осенняя..,              весенняя…,

праздничная…

Игра: «Подбери признак».

Куртка (какая?) – красная, тёплая…

Платье (какое?) – нарядное, красивое… и т.д. 

 

Пальчиковая гимнастика «Одежда».

Я одежду надеваю

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И ее вам называю:

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)

Майка, брюки, а еще

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)

Свитер, шарфик и пальто.

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)

  

Стихи

***

Бабушкины руки

Это чья рубашка –

Синие горошинки?

Бабушка старалась,

Шила для Алешеньки!

Это чей сарафан

Белыми ромашками?

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки!   Г. Браиловская

 ***

Вова-растеряшка

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!   Л. Барбас

 

Загадайте загадки про одежду

***Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

***Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

***Злой на улице мороз.
Пальцы греются в перчатке.
В воротник зарылся нос.
Голова укрылась в..(Шапке)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Тема недели: «Одежда Обувь Головные Уборы»

Тема недели: «Одежда Обувь Головные Уборы» Цели недели: Учить детей называть и показывать одежду (пальто, шапка, сапоги, перчатки, называть признаки (цвет, размер). Закреплять обобщающее с...

Лексическая тема недели: "Одежда, обувь, головные уборы"

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемой теме), формирования грамматического строя речи, развитию речевого дыхания и мелк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная  группаТема НОД: «Декоративное рисовани...

Дистанционный детский сад. Тема недели "Одежда, обувь, головные уборы"

Предложенный материал можно использавать в качестве дополнитльного образования детей дома, по следующим разделам: речевое развитие, художествеено-эстетическое развитие, физическое развитие, познавател...

Тема недели "Одежда, обувь, головные уборы"

Предлагаемый материал поможет родителям в совместной деятельности с ребенком закрепить знания по теме, активизировать словарь, уточнить представления о предметах окружающей действительности....