Консультация для родителей по адаптации детей в группе раннего возраста
консультация (младшая группа)

Кулешова Анастасия Игоревна

Правила поведения родителей в период адаптации детей к детскому саду, как помочь привыкнуть малышу к детскому саду, причины проблем адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 86

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Кулешова Анастасия Игоревна

Калининград

2020

СОДЕРЖАНИЕ

- Правила поведения родителей в период адаптации детей в детском саду

- Поможем малышу привыкнуть к детскому саду

- Причины проблем адаптации

- Основные правила, на которые родителям следует обратить внимание при адаптации детей

Правила поведения родителей в период адаптации детей к детскому саду:

  1. Старайтесь дать ребёнку опыт общения с другими детьми и взрослыми. Заранее готовьте ребёнка к временной разлуке с родными. Посещайте детские площадки, парки, ходите в гости.

НО! Во время адаптации постарайтесь максимально исключить посещение многолюдных мест, чтобы не возникало поводов для переутомления и новых стрессов у малыша.

  1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребёнка.
  2. Рассказывайте, что в детском саду весело, интересно. Выделяйте положительные моменты в посещении детского сада, чтобы малыш шёл туда с желанием.
  3. Приучайте ребёнка к режиму детского сада. Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни.
  4. Если ребёнок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад).
  5. Приучайте ребёнка к самостоятельности (учите малыша самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, пользоваться горшком (туалетом) и т. д.). Ребёнок будет чувствовать себя более уверенным.
  6. Давайте возможность и учите ребёнка самостоятельно играть в разнообразные игрушки.
  7. Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно включайте в меню супы, каши, твёрдую пищу (картошку, мясо кусочками, котлеты), салаты.
  8. Предоставьте ребёнку возможность эмоциональной разрядки, возможность выплеснуть эмоции, если ему это необходимо. Первое время малыш может капризничать дома, переключайте его внимание на что-то интересное. Самое главное, вовремя остановить ребёнка и обеспечить спокойную обстановку перед сном (почитать книгу, рассматривать картинки, принять успокаивающую ванну и т. д.).

 

ПОМОЖЕМ МАЛЫШУ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды.

Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.

Адаптация малыша к детскому саду – это привыкание ребёнка

- к новой для него обстановке,

- незнакомым взрослым,

- большому количеству детей.

Каждый ребёнок адаптируется по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то легче, кто-то тяжелее.

Психофизиологические реакции ребёнка в период адаптации:

- беспокойство;

- страх;

- заторможенность (повышенная возбудимость);

- капризность;

- упрямство.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребёнок по-разному привыкает к детскому саду. Адаптационный период может длиться от 2 – 3 недель до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и реакции родителей. В период адаптации ребёнок может временно утрачивать не твёрдо сформированные навыки (пользование горшком, самостоятельно кушать и т. д. ).

Не волнуйтесь! По мере привыкания к детскому саду навыки восстановятся.

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ

- Главной о основной причиной проблем в поведении детей в период адаптации является отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми.

Чем более узок был круг общения до поступления в ДОУ, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают к детскому саду сравнительно быстро.

- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада, особенно отсутствие дневного сна.

- Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании, совместный с родителями сон).

- Неумение самостоятельно занять себя игрушкой.

- Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков самостоятельности.

- Неуверенность малыша в себе.

- Ярко выраженная эмоциональная неустойчивость.

- Наличие психологической травмы, страхов.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

- являющиеся единственными в семье;

- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

- привыкшие к тому, что их капризам потакают;

- пользующиеся исключительным вниманием взрослых.

Основные правила, на которые родителям следует обратить внимание при адаптации детей

Первый раз в детский сад!

Итак, Ваш ребёнок идёт в детский сад. Вы получили путёвку весной, а с сентября приходите в детский сад. Чтобы адаптация  ребёнка к детскому саду прошла успешно, очень важно заранее (за 3-4 месяца – т.е. за лето) заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.

Не сомневайтесь!

Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детского сада. Любые ваши колебания малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.

Так что же такое  детский сад?

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Например: «Детский сад - это такой большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Там много других детишек, которые вместе кушают, играют, гуляют, танцуют, поют и рисуют. Вместо меня там будет с тобой тетя - воспитательница, которая станет заботиться о тебе и о других малышах, как я дома. В детском саду много игрушек, красивая детская площадка. Там можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.». Гуляя, возле детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад. При этом, рассказывая ребёнку о жизни в детском саду, следует избегать двух главных подводных камней: воспевания и драматизации. Ошибкой было бы чрезмерно идеализировать детский сад. Не забывайте, ребёнку  предстоит оказаться среди десятка незнакомых ребятишек, он должен будет следовать определённым правилам, не нарушать запретов, слушаться воспитательницу. Всё это потребует больших усилий. В то же время не пользуйтесь детским садом как пугалом: «Вот пойдёшь в детский садик, там тебя за это накажут!» (или что-то  в этом роде). И главное, не говорите с ребёнком долго на эту тему. Можно иногда поиграть в игру о детском садике с участием любимых игрушек.

Главное – режим дня!

Не разрешайте ребёнку засиживаться допоздна с расчётом, что завтра можно будет подольше поваляться в кровати. Специалисты предостерегают: такие опыты могут иметь нежелательные последствия. Конечно, совсем без послаблений отпуск будет не так приятен, но не стоит грубо нарушать режим: ночной сон (в среднем 12 часов) и послеобеденный сон (примерно с 12.20 до 15.00) — вот распорядок, который принят в детском саду. Не забывайте, что первые три месяца малыш будет привыкать к новому   существованию, и этот период будет для него особенно утомительным, поэтому лучше отправляться в детский сад в хорошей физической форме  привыкнув к такому режиму.

Малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», он чувствует себя увереннее.

Для этого расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда придет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий.

Когда тебя понимают

Некоторые дети, которые собираются в детский сад, говорят мало или неумело. Когда малыш чувствует, что его не понимают, он начинает нервничать. К тому же у некоторых родителей наблюдается стремление предвосхищать малейшие желания ребёнка. Иногда бывает достаточно одного взгляда или жеста, и малыш тут же получает желаемое. Овладение речью, умение к месту употреблять слова – одна из главных задач первого года пребывания в детском саду.

Вам следует мягко, но настойчиво приучать малыша правильно формулировать фразы – хотя бы наиболее значимые. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будут другие дети и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».  

Попрощаемся с соской

 Соске в детском саду не место. Из-за нее возникает множество гигиенических проблем -  ребёнок оставляет её то тут, то там, она ходит по кругу. Чтобы отучить ребёнка от этой привычки, не бойтесь проявить решительность, если это необходимо. Разрешите соску сначала только во время послеобеденного отдыха, потом только перед ночным сном. И объясните, что в детский сад вы её не возьмёте. Что касается любимой игрушки, психологи признают, что она помогает легче перенести разлуку с матерью, поэтому детям можно иметь при себе, скажем, небольшую куклу или любимую зверушку.

Не играй в мои игрушки!

Чтобы в обществе своих ровесников ребенок чувствовал себя хорошо, нужно еще до начала посещения детского сада способствовать его общению с другими детьми. Если в ближайшем окружении нет сверстников, водите ребенка туда, где есть много детей. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, а также предлагать игрушки другим детям.

Здравствуй и прощай

         Чтобы ребенок безболезненно переносил разлуку с родителями, он должен расти в дружеской, гостеприимной семье, малыш «выходит в свет», общается с другими детьми в присутствии мамы. Семья, ведущая замкнутый образ жизни, не учит ребенка контактировать с незнакомыми людьми, поэтому  малыш будет сильно переживать из-за разлуки с родителями. Хорошо, когда у мамы есть возможность ненадолго оставлять малыша на кого-то из семьи (папа, бабушка). Если малыш слишком остро реагирует на расставание с родителями, до садика он не дорос. Признаки готовности к недолговременной разлуке: малыш может оставаться без родителей со знакомыми взрослыми, легко завязывает знакомства, проявляет интерес к детям, которых видит впервые. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой и т.п.

 Я сам

Вы постоянно рядом с ребёнком: вам трудно оставить его одного или доверить родственникам. Ваши мысли, ваши действия  - всё вращается вокруг него. Настало время проявить вашему малышу некоторую самостоятельность: время от времени позволяйте ему поиграть наедине со сверстниками в песочнице, иногда оставляйте его с родственниками и, главное, не вмешивайтесь, если он спорит с другими детьми - вы рискуете подавить его волю, а значит, впоследствии ему будет очень трудно проявить себя без вашей помощи.

Время собирать вещи

         Малыши быстро привыкают к тому, что за ними подбирают разбросанные вещи, поэтому у них порой не возникает необходимости запоминать их и заботиться об их сохранности. Чтобы ребёнок  знал свои вещи, решайте вместе с ним, возможно даже  накануне вечером, что ему надеть. Ничего, что он ещё не помнит своей одежды, скоро он научится узнавать её. Не позволяйте малышу бросать свои вещи. Пора приучаться к порядку!

 Приятного аппетита

Пора учиться пользоваться  самостоятельно десертной ложкой, а также пить из чашки, а не из бутылочки. И, наконец, кроме известных формул вежливости - «пожалуйста», «спасибо», нужно приучить ребёнка задерживаться ненадолго за столом, а не убегать сразу после того, как он проглотит последний кусок.

Чисто-чисто

Если ребёнок «забывает» проситься в туалет, не стоит чересчур беспокоиться, ведь у вас в запасе есть ещё несколько недель. Во время послеобеденного отдыха не надевайте ему памперсы и поставьте горшок в туалет, в отведённое для него место. В детском саду «непредвиденные случаи» особенно часты в первые дни: дети неуверенно чувствуют себя в незнакомом мире и не решают проситься в туалет. Не отчаивайтесь и не давайте отчаиваться ребёнку - если он регулярно садится на горшок, то чистота когда-то будет  все равно обеспечена. Добейтесь того, чтобы он не забывал мыть руки. В общем, будьте принципиальны во всём, что касается гигиены - перед едой и после посещения туалета нужно мыть руки, следует пользоваться своими столовыми приборами и не пить из чужих чашек.

Накануне первого похода в детский сад

Вечером напомните малышу, что завтра он идёт в детский сад. Сделайте это спокойно, уверенно и доброжелательно.

Дорогие родители, вместе с вашим ребёнком  всё это время будут ваши воспитатели! Все будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по адаптации детей в группе раннего возраста

Рекомендации родителям по адаптации детей в группе раннего возраста...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей второй группы раннего возраста»

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ус...

Консультация для родителей по адаптации детей 2 группы раннего возраста «Ромашка»

Уважаемые родители, вот наступило время, когда ваш ребёнок готов идти в детский сад, и мы с вами рассмотрим факторы, которые влияют на успешность привыкания ребёнка к яслям. Первая группа факторов свя...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей в группе раннего возраста»

Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями....

Консультация для родителей "Игры для детей второй группы раннего возраста"

Особенности развития детей 2-3 лет, взаимодействия со сверстниками....