консультации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения
консультация

Кузнецова Ирина Викторовна

Консультациия "Готовимся к ПМПК" знакомит  родителей  с алгоритмом прохождения ПМПК, а также с пакетом  документов и процедурой обследования ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR1baVKINxnITv2wQTwbxKbw

Готовимся к ПМПК  

Подготовила

учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-д/с №3»г.Тула

Кузнецова И.В.

 ПМПК это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая включает

в себя специалистов педагогического и медицинского профиля (руководитель комиссии, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педиатр, врач-психиатр).

 Вы, как  родители (законные представители) должны четко понимать цель

обращения на ПМПК.

Для чего проводится психолого-медико-педагогическое

обследование ребенка?

По результатам обследования определяются условия для получения образования и

рекомендации по обучению и воспитанию ребенка.

Если у ребенка выявляются недостатки в психофизическом развитии, ПМПК устанавливает статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).

Статус ОВЗ подтверждает, что ребенок, согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеет право на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.

Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из класса в класс и не определяют образовательную организацию

Важно учесть

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость.

Алгоритм прохождения ПМПК

Шаг 1.

Получить направление на прохождение ПМПК.

Обследование детей на ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования,  с вашего согласия, а также  по инициативе родителей (законных представителей).

Шаг 2.

Осуществить предварительную запись, которая проводится также с согласия

родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.

Шаг 3.

Подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:

Паспорт родителя (законного представителя)

Свидетельство о рождении ребенка

Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)

Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12) или наличие

амбулаторной карты ребенка

Заключение врача-офтальмолога (окулист)

Заключение врача-отоларинголога (лор)

Заключение врача-невролога (детям дошкольного возраста)

Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)

Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Педагогическая характеристика из образовательного учреждения (воспитателя)

Представление психолога, учителя -логопеда , учителя-дефектолога (при наличии специалистов в образовательном учреждении)

Рисунки (для дошкольников)

Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку,  личной печати и подписи врача (справки  действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев).

Шаг 4.

В назначенный день прийти на комиссию.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.

 Шаг 5.

Получить выписку из протокола обследования.

По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Для оформления в специализированный детский сад выписку предъявляют в Управление образования района.

Родители школьников передают выписку администрации школы.

Шаг 6.

Завершается вся работа беседой с  родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным представителям)  их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.

Правила для родителей (законных представителей)

по сопровождению ребенка на ПМПК

 – Не переживайте сами за процесс и результаты обследования или, по крайней мере, старайтесь не показывать своего волнения. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

– В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите перенести комиссию на другой день!

– Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно – без спешки заполнить документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.

– Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом Вас.

– При ребенке не произносите фразы: «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «она при посторонних людях не отвечает» и т.п. Во время процедуры лучше не вмешиваться, а все вопросы отложить до консультации со специалистами.

– После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!

– Найдите, за что можно похвалить ребенка и как поддержать уверенность.

– После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.

Процедура обследования в ПМПК

Обследование всегда проходит в присутствии родителей (законных представителей). Возможно проведение обследования в режиме видеотрансляции, когда с ребенком и родителями взаимодействует один специалист, а остальные специалисты наблюдают за процедурой обследования дистанционно. Это более комфортно для ребенка и родителей.

Специалист комиссии задает ребенку вопросы и просит выполнить задания. Все методики обследования подбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.

Объективные выводы специалистов ПМПК по результатам диагностических обследований являются основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

После обследования ребенка проводится консультация для родителей (законных представителей). Внимательно выслушайте рекомендации специалистов ПМПК по результатам обследования ребенка. При необходимости, запишите важную информацию. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

О чем ребенка  спрашивают на ПМПК?

 • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

 •Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,

распорядок дня, отличия.

 Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,

Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.)

. • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них

делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

 • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

 • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

*синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный); *антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный) ; *омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ). А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении.

 Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).

•Просят составить небольшой рассказ по картинкам.

•Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

• Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

 • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет кушать, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).

 • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного возраста вопросы и способы диагностики.

Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК нужно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты обследования: заключение ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись.

Подпись на протоколе ставится, как подтверждение факта прохождения комиссии, в присутствии родителей (законных представителей).

Заключение содержит рекомендации по образовательной программе, подходящей

для ребенка. Это может быть адаптированная или основная образовательная

программа дошкольного, начального образования. Программа рекомендуется на уровень образования. Также в заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия. Они включают специальные методы обучения, специальные учебные пособия, специальные технические средства обучения,

услуги ассистента(помощника), тьюторское сопровождение, рекомендации по особой организации пространства. В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения(психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога)

Желаем Удачи!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-д/с №3»г.Тула

Кузнецова И. В.

ОККЛЮЗИЯ

Окклюзия (закрывание одного из глаз) - основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.
Цель окклюзии при амблиопии - заставить работать плохо видящий глаз, повысить тем самым остроту зрения и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.C:\Users\Юля\Desktop\hic-childrens-eye.png

 Цель окклюзии при косоглазии  - исключить всякую возможность неправильного зрения двумя глазами.

Ребёнку с косоглазием (с амблиопией и без нее) следует пользоваться окклюзией весь день, чтобы ни секунды не смотреть двумя глазами одновременно. Он должен "засыпать и просыпаться одним глазом".

Зачем это нужно? Вообразим ситуацию: здоровому, без косоглазия человеку с нормальным бинокулярным зрением сделали операцию, как при косоглазии. После нее следовало бы ожидать появление у него косоглазия. Однако этого не произойдет. Мозг здорового человека привык получать зрительную информацию через прямо стоящие глаза, имеет навык "прямоглазого зрения". Поэтому после операции для восстановления этого правильного зрения его мозг даст команду глазным мышцам, которые немедленно поставят глаза прямо, симметрично.
У имеющих косоглазие мозг получает несимметричную зрительную информацию и вырабатывает привычку к "косоглазому зрению". Чем раньше возникло косоглазие и чем позже начато его лечение, тем эта привычка сильнее. Поэтому попытки устранить у них косоглазие только операцией обречены на неудачу. После нее мозг, не владеющий навыком "прямоглазого зрения", по имеющейся у него привычке к "косоглазому зрению" даст команду глазным мышцам на восстановление исходной, привычной для него "косой" позиции глаз. Поэтому перед операцией у такого пациента нужно разрушить или максимально ослабить ненормальную привычку.

Окклюзия необходима, чтобы ребёнок постепенно отвыкал от неправильного, "косоглазого" зрения. Следует помнить, если ребенок 1-2 минутки посмотрит двумя глазами, то один день он зря носил окклюзию. Если он так смотрел 7-10 мин, считайте, что неделя окклюзии потеряна. Если он смотрел двумя глазами 1-2 часа - потерян месяц лечения, а если у любимой бабушки он "отдыхал" от окклюзии день-два, то перечеркивается год связанных с её ношением моральных издержек и затраченного при лечении труда.  

Начиная лечение окклюзией, нужно приготовиться к тому, что его придется пройти до конца. Она будет отменена только после обучения ребёнка "прямоглазому зрению", устранения косоглазия и восстановления нормального бинокулярного зрения. На это требуется от одного года до 5-6 лет. Поэтому,  имеет смысл набраться терпения и мужества, так как чем качественнее ребёнок пользуется окклюзией, тем более эффективно он вылечивается от косметического дефекта. C:\Users\Юля\Desktop\Временное\Окклюдоры\180023466.jpg

Эффективность лечения при помощи выключения одного из глаз из процесса зрительного восприятия зависит от того, насколько комфортно ребёнку, не пытается ли он «обмануть» окклюзию, подглядывая сбоку, сверху или через небольшую щель. Важно подобрать такой окклюдор, чтобы исключить возможность подглядывания.C:\Users\Юля\Desktop\Временное\Окклюдоры\silmaklapp.png



Предварительный просмотр:

Научите детей смотреть телевизор

 Учитель-дефектологC:\Users\ILya\Desktop\20be141e296433ea1014ac6caa3aeef9.jpg

МБДОУ»Црр-д/с№3»г.Тула

Кузнецова И.В.

Многие говорят: «Телевизор — это зло, от которого надо оградить наших детей». Однако это мнение основывается на слишком скоропалительных выводах. Наверное, взрослые забыли, что когда-то сами были детьми и с упоением смотрели телевизионные сказки и мультфильмы.

Телевизионное искусство, так же как и кино, очень многообразно и разнопланово. Да, действительно, существуют кинофильмы и телепередачи, которые рано смотреть детям. Ребенку незнакомо большинство «взрослых» проблем, которые решают телевизионные персонажи. Обладая очень чуткой восприимчивостью, дети погружаются в чуждый им мир острых драматических переживаний, в результате ухудшается сон, ребенок становится нервным и раздражительным.

Родителям нужно очень внимательно следить за тем, какие программы смотрит ребенок. Детские фильмы и сказки не то что можно, а даже нужно смотреть ребенку. Надо приобщать детей к настоящим произведениям телевизионного искусства, воспитывать их вкус.

Не стоит разрешать ребенку во время выполнения заданий смотреть даже самые увлекательные телевизионные передачи. Концентрация внимания сразу на нескольких объектах приводит к перенапряжению глаз.

За детьми, как известно, нужен «глаз да глаз». Обязательно следите за тем, как ваш ребенок смотрит телевизор. Прежде всего помните о трех факторах, которые нужно контролировать при просмотре телепередач: качество изображения на экране, расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате.

Не садитесь слишком близко к телевизору, не ленитесь отодвинуться дальше от экрана. Лучше вообще не смотреть телевизор, чем день ото

дня портить свое зрение из-за элементарной невнимательности к предельно простым правилам просмотра.

Как у ребенка, так и у взрослого чаще всего утомление и болезненное напряжение зрения возникает из-за просмотра телепередач в темноте. Дело в том, что глаза приспосабливаются к мраку, их чувствительность возрастает и, естественно, — изображение на экране предстает перед нами более четким и ярким. Но в то же время глаза почему-то быстро устают. Все очень просто — это дает о себе знать большой контраст между темнотой комнаты и ярким свечением экрана.

 При просмотре телевизора включите в комнате верхний свет или, в крайнем случае, настольную лампу, но только так, чтобы не было отсветов в экране телевизора. В солнечную погоду прикрывайте окна легкими шторами, так как из-за яркого солнечного света видимость на экране телевизора значительно ухудшается, создавая дополнительное зрительное напряжение.

Дети любят смотреть телевизор в самых разнообразных позах. Однажды я зашла в гости к своим знакомым и была немало удивлена, обнаружив, что их ребенок смотрит телевизор, свесившись вниз головой с дивана. Надеясь на благоразумие родителей, я в первый момент не стала делать малышу замечание. Когда уже прошло без малого 15— 20 минут, а дитя все висело подобно обезьяне на ветке и таращилось в телевизор, мне пришлось силой пересадить ребенка на стул и объяснить всей семье, что зрение нужно беречь с детства.

Если вы или ваш ребенок носите очки, то во время телепередачи их нужно обязательно надевать, чтобы зрение излишне не напрягалось.

Многие включают телевизор сразу, как только пришли домой, а выключают его, ложась спать. Некоторые жалуются: из-за телепередач поздно ложатся спать, ничего не успевают, как будто не догадываются, что можно просто выключить телевизор. В плену у телевизора нередко находятся как взрослые, так и дети. Проверьте, сколько времени в день, в неделю вы проводите у телевизора!

Зачастую утомляемость и нервозность детей связана как раз с многочасовым просмотром телепередач. Такие нездоровые реакции возникают из-за периодического изменения освещенности экрана и световых пульсаций.

Врачи пришли к выводу, что продолжительность просмотра телепередач для детей до 7 лет в день не должна превышать 30—40

минут, от 8 до 12 лет — 1 часа, от 12 до 14 — 1,5 часа. От 14 до 17 лет —2 часа. Большинство врачей рекомендуют детям смотреть телепередачи не чаще 2—3 раз в неделю. Перегрузка зрелищными

впечатлениями может неблагоприятно отразиться на нервной системе ребёнка: возникнут повышенная возбудимость, раздражительность, тревожный сон.

Большинство родителей  не следят за тем, какие фильмы смотрят их.

Если ребенок очень впечатлительный, то образы страшных монстров из кинофильмов могут так сильно подействовать на его воображение, что будут мерещиться во сне и наяву. Это очень вредно для психики ребенка. Моя дочка сама поняла, к чему могут привести «безобидные» фильмы ужасов, и теперь ее калачом не заманишь смотреть веселенькие истории о похождениях бравого Фреди Крюгера и ему подобных. На ее подружку фильмы ужасов не производили сильного впечатления, она смотрела их «спокойно». Дело в том, что психика у всех разная, но лучше все-таки не рисковать.

Если ребенок из-за болезни остался дома, то не разрешайте ему целый день смотреть телевизор, это еще больше утомит его и не будет способствовать выздоровлению.

Как и всякая зрительная работа, просмотр телепередач нередко приводит к утомлению. Напряжение зрения объясняется не спецификой телевидения, а дополнительной нагрузкой на органы зрения.

Близорукость, к примеру, возникает вследствие длительной и напряженной зрительной работы на близком расстоянии, зачастую выполняемой в неблагоприятных условиях освещения.

Многие дети не отказывают себе в удовольствии, расположиться у телевизора с едой. Они даже не подозревают, какой вред наносят своему желудку. Если на телеэкране демонстрируется, к примеру, фильм ужасов, то волей-неволей вы переживаете за персонажей. Любое волнение при просмотре захватывающего фильма передается желудку, и в результате пища переваривается неправильно. Регулярный просмотр телепередач во время еды может привести к язве желудка или ожирению.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.D:\фото мл.гр\20181203_094246.jpg

Подготовила учитель-дефектолог

МБДОУ «Црр-д/с №3» г.Тула

Кузнецова И.В.

 Разговаривая с ребёнком…

Рассказывайте, кто с ним говорит. Обращаясь к ребенку, называйте его по имени. Говорите с ребенком перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему. Если Вы намерены отойти от ребенка, предупредите его об этом.

Рассказывая что-либо…Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду. Давайте ему возможность ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать, и таким образом получать информацию с помощью разных анализаторов. Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать. По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т. п.) Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как “там”, “далеко”, “тут” и т.п. Употребляйте слова “смотреть” и “видеть”. Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.

Учите ребёнка осязанию Стимулируйте желание ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. Когда Вы показываете ребенку что-либо, управляйте его руками, накладывая на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Приучайте ребенка обследовать предметы систематически, с применением способа “вспомогательной и активной руки” (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Предупреждайте желание ребенка дотронуться до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира. Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если Вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его. Постоянно рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь, что происходит вокруг. Употребляйте знакомые ему слова,

постепенно расширяя его словарный запас. Не оставляйте ребенка-инвалида по зрению одного в незнакомом месте.

Стимулируйте самостоятельность ребёнка

Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, укрепляя усвоенные им навыки, по возможности создавая при этом безопасные ситуации Держите предметы на строго определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно ходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, если вы переставили что-либо на другое место. Давайте ребенку возможность самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой. Обучайте ребенка такому способу отыскивания, как изогнутое движение руки от себя. Когда Вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок “рассматривает” руками, что находится на столе, он легко разбрасывает и перемешивает вещи. Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем. Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его, применяя цветные контрасты, увеличенные изображения, усиленное освещение и т.д. Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добивался положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка. D:\фото для аттестации\03042013518.jpg

Главное средство коммуникации - это речь. Однако во многом на ее восприятие влияют неречевые средства: мимика и жесты. Поведение окружающих людей имеют большое значение для развития коммуникативной деятельности незрячего ребенка. Оно либо стимулирует ребенка к общению, либо заглушает его желание общаться. Эмоции родителей, вызванные зрительной аномалией ребенка, могут повлиять на взаимоотношение между ними. На попытки ребенка общаться (он неподвижно прислушивается, делает движения, издает звуки и т. д.) следует отвечать, доброжелательно откликаться. Побуждайте ребенка к диалогу.

С одной стороны, запас слов ребенка может быть меньше, чем у зрячих ровесников, а с другой стороны, ребенок может употреблять какое-либо слово или предложение в неправильном контексте. Ребенок может употреблять слова и выражения, которые слышал, не понимая, какое значение они в действительности имеют. Ребенку бывает трудно понимать значение местоимений, на какие разряды они делятся, например “я”, “ты”, “он” “она”.

В описании последовательных событий следует употреблять простые, точные выражения. Нужно учитывать возраст и стадию развития ребенка.

Как   развивается   ребенок? Ребенок с нарушениями зрения - это прежде всего ребенок. Основное для развития ребенка - чтобы он действовал 

самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.

Социальные навыки         Важно, чтобы ребенок много участвовал в повседневных занятиях семьи и, таким образом, имел представление о том, как, в

какое время и каким образом происходят те или иные события. Затем он будет воспроизводить эти занятия в своих играх. У ребенка может быть в семье “свое задание”, соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка, и у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Ребенка могут интересовать другие игры, чем зрячих детей. Он может действовать медленно в быстро проходящих играх. Часто он поддерживает контакт с другими людьми речью, так как не может устанавливать зрительный контакт. Поэтому основная задача родителей - вызвать у ребенка интерес к другим детям и их играм.

Познавательные навыки Чтобы овладеть познавательными навыками, ребенку нужно использовать все сохранные анализаторы: необходимо научиться воспринимать информацию с помощью слуха, осязания, обоняния, вкуса. Слепой ребенок должен понимать, что какой-то предмет существует, хотя его нельзя пощупать и он не издает звуки. Кроме того, ребенок должен научиться определять места расположения предметов и отыскивать исчезнувшие вещи. Уточняйте, что ребенок правильно связывает свои восприятия одно с другим, а также со своими знаниями. Благодаря ориентировке на своем теле, а также с помощью движений развивается способность понимать отношения между причинами и следствиями, формируется представление об окружающем пространстве, например, о том, как предметы перемещаются и как изменяются их соотношения и отношение предметов к пространству. У незрячего ребенка существует большая потребность в словесном описании и конкретном ознакомлении с предметами и местами, в то время, как зрячий ребенок видит их на расстоянии или на картинках. Требуется поддержка, чтобы у ребенка сформировалась правдивая картина мира.D:\занятия в сен.комн. и мое тело\20190522_155637.jpgD:\фото\влади В\20150313_100123.jpg

Язык и взаимоотношения Коммуникация - это взаимные отношения

между людьми. Для развития ребенка важно, чтобы как можно раньше между ним и окружающими его людьми установились хорошие взаимоотношения. Тогда ребенок может доставлять радость взрослым. Маленький ребенок выражает желаниеобщаться подражая звукам и мимике. Взрослые должны давать ребенку возможность играть и дружить с другими детьми. Хорошо, чтобы каждому ребенку поставили одинаковые границы (как дома, так и в детском саду) и незрячий ребенок имел те же права и обязанности, что и остальные дети. Конечно, в этом следует учитывать возраст и навыки ребенка.D:\фото мл.гр\20181203_094246.jpg

Зрение Каждый слабовидящий ребенок видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы дополняют зрительное восприятие. Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит. В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета. Для маленького ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и коррекционным педагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.

Компенсаторные навыки Поскольку с помощью зрения ребенок получает недостаточно информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Особенно важно систематически уделять внимание обучению этим навыкам. Ребенок начинает чутко реагировать на слуховые импульсы и становится более восприимчивым к запахам. Ребенка нужно стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля. Чтобы двигаться самостоятельно, упруго, без страха, ребенку необходимо овладеть навыками в разных областях. Частое появление навязчивых движений можно предотвратить многообразными играми и физкультурными занятиями.

 Навыки самообслуживания Возможность и упражнение - это ключевые слова в обучении навыкам самообслуживания. То, чему ребенка обучают, следует разделять на небольшие объемы. Кроме того, требуется много времени и терпения. В связи с тем, что у взрослых часто бывает много дел, возникают стрессовые ситуации. Взрослым иногда тяжело требовать от незрячего ребенка самостоятельности, им “легче” сделать что-то за ребенка самим. В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогических метода: 1)Всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку, ставя руки на его руки. 2) Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять внимательно подобранные, предельно точные слова с описательным значением.

E:\ВКР\Новая папка\P1020905.JPG

Мелкая моторика 

Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы, обследует жука и т. д.). Прием “рука на руке” - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе.

Общая моторика Так как ребенок плохо видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. D:\занятия в сен.комн. и мое тело\20190522_160928.jpg

Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети - это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело и он смог бы достичь положительных результатов. Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки молодого и взрослого незрячего человека: он способен ориентироваться самостоятельно, безопасно, эффективно и целесообразно в разных средах. Ребенку помогает передвигаться даже маленький остаток зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

рекомендации родителям воспитывающим детей с нарушением зрения

В рекомендациях предлагается краткое описание некоторых , встречающихся наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудности возникающие у ребёнка в связи с этим ....

Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения - 2

Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей  среднего и старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения

Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения...

Деятельностный подход как ведущая форма развития родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А.

Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит пробле...