Мастер-класс для родителей по развитию речи детей
консультация

В данном мастер классе рассказывается об этапах формирования речи ребёнка и показываются простейшие упражнения для развития речевого аппарата детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_master-klass.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по развитию речи детей

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей при помощи игр и определённых упражнений.

В процессе своей работы мы заметили, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

Ежедневно работая с детьми, мы много времени уделяем развитию речи детей – и это не только занятия, заучивание стихов и чтение книг, но и методы и приёмы, которые мы используем практически ежедневно в своей работе – это пальчиковая гимнастика, развитие речевого дыхания и развитие артикуляционного аппарата.  

И начнём мы с пальчиковых игр и их влиянии на развитие речи.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.


 На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

  Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

 

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. 

  • Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
  • Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
  • Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:        

 - После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

 - Пальцы следует нагружать равномерно.

Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим 

(дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Пальцы- в кулак. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

Вот упражнения которые мы выполняем с нашими детками:

Для кистей: «Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся – разожмутся,

То зароются в песке. (показ)

Динамические: «Этот пальчик дедушка…»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик –я!

Вот и вся моя семья!

И усложнённый вариант для детей постарше:
«Я здороваюсь везде – дома и на улице

Даже здравствуй говорю – я соседской курице.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй лёгкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую!

Для развития мелкой моторики можно предложить ещё массу упражнений и игр – это и пальчиковый театр, и театр теней, игры- шнуровки, нанизывание бусин, пуговиц, картонных фигурок, крышек от бутылок и даже крупных макарон на нитку, завязывание ленточек, игры с мелким конструктором, с резинками, с крышками от бутылок или майонеза.

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

Следующий метод, влияющий на развитие речи детей – это игры, направленные на развитие речевого дыхания.

Р.Р.Д. играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упр. развивают равномерный продолжительный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через рот.

Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике и способствуют развитию воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя):

  • Вдох 1-3, Пауза 1, Выдох (ртом) 1-6.
  • Плечи при вдохе не должны подниматься;
  • Выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).

Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

Примеры….

Мастер –класс…

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно.

Подготовка к овладению языком начинается уже с 2—4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненебные (г, к, х) и гласные звуки.

Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

После 7—8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики (артикуляционной гимнастикой) к формированию правильного звукопроизношения.

Примеры артикуляционной гимнастики: ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки – П-Б, М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф-В, переднеязычные – Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные – К, Г, X.

Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2—2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу (логопедические упражнения), которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.), или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

 Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут.

В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные логопедические занятия и упражнения.

Показ мастер-класса….

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений

артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положениb).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные логопедические занятия и упражнения.

СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК 

Этот маленький дружок —
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный

Язычок, забыв про лень.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5-10.

Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек
Т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра —
В гости к тетушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пяпя-пя…»

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка —
Цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное, сладкое варенье,
Да и каша манная - просто объеденье!
Ням-ням-ням-ням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей...

Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей

Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...