Непрерывное образование воспитывающих взрослых
консультация

Михеева Юлия Анатольевна

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

« С чего начинается пение.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Консультация  для родителей

Тема: « С чего начинается пение.»

Ход:

 Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Пение- это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно-образное содержание музыкального произведения.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб. Гортань взрослого человека расположена на уровне 6-7 шейных позвонков, у ребенка – выше на 1,2 позвонка и только к 7 годам опускается до 7 шейного позвонка, как у взрослого.

Голосовая мышца у дошкольника еще не сформирована, ее место занято соединительной тканью, железами и сосудами. У детей 5- летнего возраста ведущую роль в регуляции натяжения голосовых связок играют перстне-щитовидные мышцы, суживающие голосовую щель и одновременно натягивающие голосовые связки. Лишь к 7 годам голосовой аппарат в целом формируется.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков состоит из следующих важных моментов:

Певческая установка, дыхание, атака звука, звукообразование, звуковедение, интонирование, артикуляция и дикция, динамика, ритм, темп, выразительность.

  1. Певческая установка – положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Что бы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. В работе современных эстрадных коллективов очень часто встречаются педагоги, которые учат детей петь в неудобных позах (нагнувшись, очень низко, либо прыгая на ногах) это неверный подход к обучению, ребенку приходится очень в таких условиях почти невозможно обеспечить ровный поток воздуха на связки, дыхание сбивается, и может произойти повреждение связок воздушной ударной волной, которое приведет либо к срыву голоса и даже потери его на всю жизнь.

Поэтому при обучении вокалу правильная певческая установка очень важна.

  1. Дыхание .

Дыхание –  один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий (состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха). По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберное  диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание. Для детей характерно ключичное дыхание, но в певческой практике оно не приемлемо, так как ведет к напряжению мышц шеи. При ключичном дыхании дети обычно поднимают плечи вверх, поэтому педагог сразу старается исправить эту ошибку.

              наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. При вдохе нельзя переполнять грудную клетку воздухом, вдох желательно делать через нос.

Задержка дыхания мобилизует голосовой аппарат к началу пения.

Выдох в пении происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным без толчков, но достаточно активным для создания ощущения «опоры».

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают специальные упражнения. Которые, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Но чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции легких, и вместо пользы мы получим обратный результат – ребенку может стать плохо. Поэтому на занятиях в дошкольниками допустимо использование не более двух упражнений на развитие дыхания.

  1. Атака звука.

Атака в пении ( от лат. Attacca – наступай, нападай, вяжи) – переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию, начало звука.

Существуют три тапа атаки: мягкая, твердая, придыхательная. Именно от атаки зависит характер звука на всем его протяжении. В певческой практике основой правильного звукообразования считается мягкая атака. Твердую и придыхательную атаки используют, как правило в художественных целях. Твердая применяется при выражении в пении страдания, отчаяния, гнева страсти, испуга; придыхательная – при попытке передать голосом осторожность, трусость, бессилие, усталость, изнеможение.

Но в работе с детьми допустима использовании только мягкой атаки. Твердая атака звука способна нанести вред хрупкому детскому голосу, так как при ней голосовые связки работают, как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания.

Вначале нужно научить детей умению слушать и отличать красивое пение от некрасивого, т.е. умению постоянно контролировать себя. Необходимо обращать внимание на то, чтобы атака звука была всегда мягкой. С самого начала нужно внушить детям : громкое пение – не значит красивое.

  1. Звукообразование.

 

Звукообразование (Фонация, от греч. Phone – звук) – извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

Резонаторы ( от лат. Resono – откликаюсь) – часть голосового аппарата, придающая слабому звук, возникающему в голосовых связках, силу, звучность характер и тембр (окраску). Резонаторы подразделяются на верхние ( головные, расположенные над связками, - полости глотки, рта, носа и придаточных пазух) и нижние (грудная клетка – трахеи, бронхи). Еще резонаторы делятся на подвижные ( способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению – полости глотки и рта) и неподвижные ( на функционирование которых можно влиять лишь опосредованно). Перед своим возникновением звук должен быть сначала мысленно оформлен в слуховых представлениях поющего, и только затем певец берет ноту легко и непринужденно.

 

  1. Звуковедение.

Звуковедение – способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.

После атаки звук может быть коротким или длинным. Здесь мы говорим о способах звуковедения, штрихах, определяющих качество звука,  –  legato, non legato, staccato, marcato.

В основе звуковедения лежит связное пение (legato), при котором гоассные связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

При пении non legato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

 В staccato легкие короткие звуки следуют один за другим. Воспроизведение их каждый раз связано с возобновлением атаки. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.

Более плотное исполнение legato, подчеркивающее звуки, называется marcato и требует более четкого, решительного звука.

Главная задача – выработка кантиленного пения.

Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.

В последние годы незаметно исчезают плавность, напевность речи, речь стала похожа на скачки с препятствиями. Особенно эти изменения заметны на телевидении. Если несколько лет назад речь дикторов на ТВ считалась эталонной. Обратите внимание, как теперь говорят ведущие телепрограмм: торопливо, взахлеб, проглатывая слоги, и даже не выговаривая трудные звуки. А ведь дети это слышат постоянно и как губка впитывают такую манеру разговора. Последние научные исследования  показали, что современные дети не различают интонацию гнева. Они живут в агрессивной языковой среде, где резкие интонации и повышенный тон стали нормой жизни. И эту манеру они переносят на пение. Мы должны постараться вернуть нашим детям одухотворенную речь и распевное, красивое пение.

  1. Интонирование.

Под интонацией понимается степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении. В первую очередь следует отметить, что точно интонировать абсолютно все дети не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей интонацией, способные исполнить мелодию без искажений. Чаще преобладает средняя по качеству интонация, когда дети частично искажают мелодию или поют ее в удобной для себя тесситуре. Часть детей можно отнести к  так называемым «гудошникам», совершенно неправильно воспроизводящим мелодию и поющим в диапазоне двух - трех звуков.

Задача музыкального руководителя – научить  ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Поэтому не стоит во главу угла ставить чистоту интонации при пении. Пусть дети поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса пения, чем делают это но с постными лицами или боязнью сфальшивить и вызвать неодобрение педагога.

  1. Артикуляция и дикция.

Артикуляция (лат. Articulatio – расчленяю, членораздельно произношу) определяется как работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция ( лат. Diction – произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция – непременное условие вокального, в том числе хорового, исполнения.  Успех пения хора зависит от качества произношения каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партии.

Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения. Является одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений также систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание , голос, формирует чувство ритма, темпа речи, улучшает дикцию , координирует слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений  усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

  1. Динамика.

Динамика (греч. Dynamis – сила) – совокупность явлений, свзанных с громкостью, - силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

Нюансы ( франц. Nuance – оттенок) – динамические оттенки звука.

Нюансировка – важное стедство выразительности. Она связанас музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения и индивидуальными особенностями исполнителя.

  1. Ритм и темп.

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Чувство ритма, по мнению педагогов – музыкантов, наиболее трудно поддается развитию. Но если работа над ритмом ведется постоянно, то обычно удается скорректировать природные недостатки. В этом также помогают игры и упражнения.

Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы,  в отличии от относительной скорости, связанной с ритмическими соотношениями. Темп обозначается словами, чаще всего итальянскими терминами. Он тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы. Темп зависит так же от индивидуальности артиста, его музыкального опыта и традиций исполнения. Безусловно темп песни определяет музыкальный руководитель. Исполнение песни слаженно – непростая задача для детей. Нередко встречаются дети, которые поют с отставанием от общего хора. Это часто связано с тем, что они еще не умеют петь, прислушиваясь к пению товарищей. Почувствовать единение с товарищами помогают игры, основанные на движении.

  1. Выразительность.

Под выразительным пением мы понимаем яркое, экспрессивное исполнение вокального произведения, колоритно передающее его содержание. Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства и передает определенный художественный образ. Поэтому мало ее просто точно проинтонировать и спеть с ясной дикцией. При передаче содержания песни необходимо следить, чтобы она была исполнена выразительно каждым хористом и приобрела для каждого личностный смысл.

 О выразительном пении мы говорим,  когда ребенок способен передать свое эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах. Не все дети обладают яркой эмоциональной отзывчивостью, поэтому требуется целенаправленная работа над развитием эмоционального мира ребенка. Начинается она с речевого этапа и схожа с обучением начинающих актеров.

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в хоре дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами.

Задача музыкального руководителя – с детства научить детей любить песню и способствовать тому, что бы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий большого терпения.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К.Д.ушинский.

Список литературы.

  1. М.Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду. Псковская обл. г.Великие Луки. ООО»Издательство»Скрипторий 2003»
  2. Е.А.Судакова «Музыкальное воспитание ребенка в семье» СПб «Издательство»ДЕТСТВО-ПРЕСС»2014
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.Просвещение 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выставок совместного творчества детей и воспитывающих взрослых в ДОУ.

Описаны этапы организации выставок совместного творчества детей и воспитывающих взрослых. Представлены приложения: темы выставок, задачи, образовательные задачи для детей, образец положения ...

Семинар-практикум для родителей по теме "Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми и воспитывающими взрослыми в аспекте ФГОС ДО"

Семинар-практикум для родителей представлен в форме проведения деловой игры "микропреподавание", родители в процессе приема Дж.Родари открывают негативные стороны конфликта, осознают что отрицательные...

Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых

Презентация к семинару для воспитателей "Основные направления и формы взаимодействия детского сада с семьей"...

Поговорим о правах ребенка?! Что необходимо учесть воспитывающим взрослым, чтобы сохранить в ребенке уникальность и самоценность?

В статье прописаны права и возможности детей дошкольного возраста в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приведены высказывания президента В.В.Путин...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

ПАРНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДОУ И СЕМЬИ – УНИКАЛЬНЫЙ РЕСУРС В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА,  НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА, ВКЛЮЧАЯ И МАЛЕНЬКИХ ВОЛЖАН. НАЙТИ АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ Д...

Памятка для воспитывающих взрослых «Метод пробуждения предельно творческой самостоятельности»

В статье рассказывается о значении такого качества ребенка, как самостоятельность, даются рекомендации по развитию самостоятельной инициативной деятельности ребенка....