Родительское собрание в средней группе Тема: «Предупреждение насилия в семье и в детском коллективе»
консультация (средняя группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи:

- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

- познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;

- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;

- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.

- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditels_sobr_profil_zhest_obr.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

Тема: «Предупреждение насилия в семье и в детском коллективе»

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 

- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

- познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;

- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;

- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.

- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. 

Подготовительная работа: подготовка памяток, консультаций, буклетов и мини - анкет для родителей.

Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика.  

Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребёнок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.  Каждый год около миллиона детей избиваются родителями, для 10% детей побои заканчиваются смертью, многие из них становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 10 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путём оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

- со стороны мужа по отношению к жене;

- со стороны жены по отношению к мужу;

- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

- со стороны старших детей по отношению к младшим;

- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или   престарелым родственникам.

В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:

  • Ребёнка лишают родительской ласки;
  • Ребёнка не слушают;
  • Не заботятся о его здоровье;
  • Манипулируют ребёнком;
  • Не считают нужным отправлять его в школу;
  • Ребёнку показывают порнографические материалы;
  • Ребёнка оставляют без присмотра;
  • Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют;
  • Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.

Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются: 

  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;
  • нежеланный ребёнок;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, финансовые трудности;
  • критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку, т.е., его избиение. Это:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины;
  • удушения;
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнём, верёвками;
  • нанесение увечий тяжёлыми предметами, даже ножом.

Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребёнка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  • угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
  • преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.

Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком.

Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребёнка.  Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость) - это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  ребёнке.

Пренебрежение – это:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребёнка чрезмерно занята на работе;
  • ребёнок долгое время жил без родного отца;
  • место родного отца - отчим или  сожитель матери;  
  • мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.

Последствия жестокого обращения с детьми  в семье:

  • развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • злоба и ненависть к старшим;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Ребёнок, подвергшийся насилию:

  • накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
  • становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
  • подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;
  • снижаются его способности /успеваемость/
  • склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
  • у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.

Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения  в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка,  Конституция РФ,  Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ,  Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение?

Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.

В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:

  • штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…
  • обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…
  • исправительные работы на срок до двух лет…
  • принудительные работы на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности…
  • лишение свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности.

Работа в группах

Упражнение «Совет»

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребёнка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

Ребёнок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он, проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад, потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.

Ситуация для группы №3:

«Я взял у Коли машинку поиграть и нечаянно сломал. Теперь Коля требует, чтоб я принёс ему новую машинку».

Ситуация для группы №4:

«Когда ты на работе папа (дядя) заставляет меня стоять в углу и бьёт».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: внимание к ребёнку, умение слушать, доброжелательное и тёплое общение, ласковый взгляд.

По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?

Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов.

Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Не бойтесь открыть свою любовь к ребёнку. Специалисты выделяют три способа:

1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Обращение:   Посмотрите вокруг, если вы видите:

РЕБЁНКА, который побирается;

который грязно или не по сезону одет;

который хулиганит, выпивает или употребляет  наркотические вещества;

который не посещает школу и т. п.

Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:

ведёт асоциальный образ жизни и не  заботится о ребёнке, жестоко с ним обращается;

Если вам известны ФАКТЫ:

вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;          

ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность -

 Звоните!!!

Единый общероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122. Звонок осуществляется бесплатно с любых операторов связи.

Заключительная часть

Индивидуальная работа родителей.

  1. Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.

- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время    общения с вами?

        

Уважаемые папы и мамы!

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в средней группе «ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ»

Разговор на собрании идет о Декларации и Конвенции прав ребенка. В собрании звучат пословицы, стихи о семье  в исполнении  детей. Родители участвуют в драматизации сказки, решают педаг...

Родительское собрание в ср.гр. "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Родительское  собрание   в средней группе Тема: « Нравственные отношения в семье и в детском  саду»Форма проведения:  творческая лаборатория,Продолжительность: 1-1,5чЦели...

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего  дошк...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего...

Родительское собрание на тему: «Жестокость и насилие в семье»

В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения  и насилия родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Совершая подобные действия...

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка".

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"....