Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей третьего года жизни"
консультация (младшая группа)

Симцова Татьяна Васильевна

Статья знакомит родителей с особенностями детей третьего года жизни и возрастными задачами по формированию навыков самообслуживания. Также в статье даются рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaselnaya_gruppa_konsultatsiya_2020.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания                                         у детей третьего года жизни»

Подготовила воспитатель: Симцова Т.В.

2020г.

Консультация для родителей

«Формирование навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»

В настоящее время многие родители уделяют большое внимание обучению чтению, математике, и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

С раннего возраста начинают формироваться такие черты как воля, уверенность в себе, желание добиваться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребёнка в целом.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что ребёнок ещё маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

         В связи с высказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Давайте же разберёмся, с чего начать и как должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «Самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно – слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения,  уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно – моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящихся действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

         Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или простых бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусы сначала одной рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.

 Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например: монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например: бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы и бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например: игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

Поиграйте с малышом в сюжетные игры: «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и умки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается. Зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие.

 Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправьте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например. Нужно сказать: «Давай есть медленно»,  «Говори тихо», «Возьми одну», вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», и т.д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия. Выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

Пример одевания штанишек может выглядеть так:

- сядь на стульчик;

- возьми штанишки обеими руками за поясок;

- подними одну ножку и вдень в одну штанину;

- поставь ножку на пол;

- подними вторую ножку и вдень её в другую штанину;

- встань и подтяни штанишки обеими руками.

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемо – таблицы, которые можно показать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т.к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям малыша! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получится: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Отлично! Я так рада!»

Желаем Вам удачи в воспитании!

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. “Психология, развитие и возрастная психология”, М.: РРАЙТ.2016;
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. “Развитие ребенка в дошкольном детстве – М.: Мозаика – Синтез.2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль малых фольклорных жанров в воспитании навыков самоообслуживания у детей третьего года жизни"

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.ЗАДАЧА: разучивая малые...

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными про...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни....

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа»

Консультация для родителей«Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа»...

"Волшебная пуговка как форма развития навыков самообслуживания у детей второго года жизни в режимных моментах"

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических...