Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»
материал (младшая группа) на тему

Яркова Екатерина Владимировна

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей дошкольного возраста. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx212.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Родительское собрание

«Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

воспитатель:

Яркова Е.В.

г. Зерноград

2016 год

Родительское собрание

«Воспитание самостоятельности и самообслуживанию

у детей третьего года жизни»

Цель:

  • Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков. 
  • формирование компетентности родителей по вопросу развития самостоятельности у детей 3-х лет.
  • Заинтересовать проблемой.
  • Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи

Ход

Добрый день, дорогие друзья. Я рада снова видеть вас в нашем саду.

Я дарю всем вам свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло, свет и радость нашей с вами встречи.

Спасибо.

Игра «Общие интересы»

Родители встают в круг, воспитатель предлагает объединиться в подгруппы тем, у кого 1ребенок , 2 или более детей, у кого есть пуговицы на одежде, кто любит кошек.

Воспитатель обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

Нас объединяет то, что мы с вами сегодня собрались поговорить о наших детях.

Тема нашей встречи “Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста”.

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Что нового появилось?

(высказывания родителей)

Все мы родом из детства, и все мы шаг за шагом осваивали знания и умения и приобретали опыт и навыки. Однако, став родителями, мы нередко забываем о развитии у собственного ребенка самостоятельности и ответственности.

Вопросы для родителей:

- Как вы думаете, что такое самостоятельность?

- Какого ребенка можно назвать самостоятельным?

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности.

Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы.

В жизни каждого ребёнка наступает период взросления, и малыш к началу третьего года говорит вполне серьёзным тоном “Я сам”.

Очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить “Я сам” необходимо не выполнять какие-то действия за него (“Я это сделаю лучше”, “У меня получится быстрее”), а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.

Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.

1. Вопрос.

- Что может самостоятельно делать ребенок 3-4 лет?

Начинать можно с самого простого и доступного. Приучите малыша класть вещи на место: игрушки – в коробку, посуду – в мойку. Сделайте процесс единым и неразрывным: снял кофточку – и сразу же положил на полку. Допил сок – отнес стакан в мойку. Надоело играть – запихнул игрушки в корзину и побежал дальше. Малыш пока не догадывается, что можно просто бросить игрушки и убежать или оставить неубранным стол после еды, так что пользуйтесь случаем. Такие мелочи легко усваиваются в раннем детстве, особенно если сопровождаются похвалой, лаской, если похожи на игру, а не на скучную обязанность. Согласитесь, есть разница: “Опять ты не убрал пижаму на полку! Сколько раз тебе говорить – всегда надо за собой убирать!” или “Ты спрячь пижаму в шкаф, а я сварю тебе какао. Ну-ка кто из нас быстрее справится?”.

Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем возрасте 3-4 лет выполняет охотно. Возможно, при этом страдает качество выполнения: взрослый аккуратнее разложит игрушки, и тарелка не разобьется в маминых руках. Но если мы стремимся сделать все за маленького ребенка, потому что у нас это лучше и быстрее получается, вполне закономерно, что впоследствии он ничего не сможет, да и не захочет делать самостоятельно. Не пропустите момент! Пока ребенок маленький, любые мелочи легко входят в привычки.

По мере того, как малыш взрослеет, поручайте ему несложные дела: подмести пол, налить воды кошке, принести столовые приборы для семейного обеда. Важно, чтобы он понимал: у каждого в семье есть свои обязанности, в том числе и у него. И не только понимал, но и видел своими глазами. Если взрослые замирают у телевизора, забыв про грязные тарелки, чего же от ребенка-то требовать!

2. Для ребенка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • Прием пищи (есть ложкой, пить из чашки);
  • Раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
  • Гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
  • Опрятности (пользоваться горшком);
  • Убирать игрушкистроительный материал в определенное место. Однако надо приучить его не только убирать всё после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка некоторых психо- физических возможностей.

 К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
  • мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
  • мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

3.  Блиц – опрос на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Сейчас вы проанализируете навыки самостоятельности своего ребенка. Если ребёнок выполняет этот навык самостоятельно, то вы обведите красным кружочком, или не совсем самостоятельно желтого цвета, если не выполняет – то синего цвета. мыть руки, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом и полотенцем;

  • мыть руки, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом и полотенцем;
  • одеваться и раздеваться в определенной последовательности (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
  • складывать свои вещи в шкаф или на стульчик;
  • замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • убирать игрушки, строительный материал в определенное место;
  • своевременно пользоваться носовым платком;
  • правильно пользоваться ложкой;
  • пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом;
  • во время приема пищи есть аккуратно и после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Посмотрите на цвет кружочков, их цвет поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.

4.Вопрос.

- Какие условия необходимо создать для развития самостоятельности ребенка?

Ни в коем случае не следует выполнять что-либо за него: “Смотри, как я делаю”. Ребенок должен выполнять задуманное сам, а вы присутствуйте рядом, направляйте, объясняйте. Самое сложное для каждого малыша, да и для многих взрослых, – организовать себя. Составьте план действий и вместе учитесь его выполнять. Например, сначала найти в комоде носочки, потом внизу шкафа – штанишки, потом вверху шкафа – кофточку, потом на ковре – босоножки. Пока мы одеваем ребенка сами, он может заниматься тысячей дел, но только не запоминать, в каком порядке мама надевает на него одежду. Поэтому ваше предложение “А теперь одевайся сам, ты уже умеешь” может поставить его в тупик. Да, он знает, с какой стороны что надевается, но где это лежит, и в каком порядке? Ребенок при всем желании не сможет выполнить ваше задание, а вы будете удручены его полной несамостоятельностью.

Чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметь достаточный опыт выполнения дел и обязанностей без помощи других людей. Предоставляйте ему больше возможностей делать что-то самому, проявлять инициативу, нести посильную ответственность за свои действия.

Организуйте домашнее пространство для развития самостоятельности так, чтобы все было доступным (на уровне роста), безопасным и постоянным!

5.Вопрос.

- Как помочь ребенку овладеть какими-либо новыми действиями?

Чтобы помочь ребенку овладеть разными сложными и ответственными вещами – самому собираться в садик, одеваться, накрывать на стол, класть одежду и игрушки на место, нужно пройти процесс обучения вместе с ним, постепенно.

Можно выделить три этапа овладения детьми новыми действиями:

1 этап: “Научи”. Чтобы действия перешли из внешних (материальных) во внутренние (умственные), ребенку надо сначала показать, как выполняется действие, последовательность его выполнения (алгоритм).

2 этап: “Вместе”. Чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые для себя действия, необходимо, чтобы сначала он научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение).

И здесь крайне важно поощрять ребенка, если он все делает правильно.

3 этап: “Твори”. Ребенок уже самостоятельно выполняет освоенные действия по алгоритму, а затем ищет новые пути выполнения этих действий, проявляя творчество и используя свое воображение.

Таким образом, если ребенок увидит, поймет, как выполняется то или иное действие, он сможет сам его совершить.

Вот и подошло к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу! Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Звучит фонограмма инструментальной музыки и на фоне затихающей музыки воспитатель читает стихотворение:

Памятка родителям

Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7.В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Используемая литература:

1. Н.М. Метенова «День открытий»;

2. Фонограмма инструментальной музыки;

3. Пастернак Н. А. «Растим дошкольника: как?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

Родительское собрание "Воспитание самостоятельности и самообслуживания"

Родительское собрание на тему "Воспитаниеу детеймладшего возраста самостоятельности и самообслуживания"...

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни....

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"

Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей третьего года жизни"

Статья знакомит родителей с особенностями детей третьего года жизни и возрастными задачами по формированию навыков самообслуживания. Также в статье даются рекомендации родителям по взаимодействию с де...