Консультация для родителей "Кризисы"
консультация

Йосыпив Екатерина Дмитриевна

Консультация для родителей «Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?»

Выделяют шесть возрастных кризисов в развитии детей:

• кризис новорожденности (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);

• кризис первого года жизни (столкновение с понятием «нельзя» протест);

• кризис трёх лет (появляется позиция «Я – сам!», негативизм, упрямство, самоуправство);

• кризис семи лет (кризис саморегуляции, потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка);

• кризис подросткового возраста 12-16 лет (тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. связан с половым созреванием,

• Юношеский кризис 17 лет встреча с взрослостью — переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых).

Что должны знать родители о возрастных кризисах? Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кризис 1 года - Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но нё выполняют то, что он хочет. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Кризис 3 лет -Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Кризис 7 лет - Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение — это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Формирование самоуважения. Формирование самоуважение является одной из черт проявления детского кризиса. Страх быть несостоятельным. Новый статус, прикосновение к взрослой жизни, ощущение себя значимой фигурой, как правило, всегда нравятся младшим школьникам. Изменение в поведении. Но, наряду с серьезными переменами в жизни дошкольника, которые, казалось бы, должны сделать его более важным, повзрослевшим, родителей может полностью обескуражить появление манерничанья, кривлянья, пререкания, капризов и других нехороших качеств в поведении ребенка. От чего же это может происходить? обратить на себя внимание. И он их находит в уже знакомых детских формах поведения, пусть и негативных, но зато более действенных. Переоценка своих действий. Если раньше, любое желание было обоснованно одним лишь словом «Хочу», то сейчас, в семилетнем возрасте, ребенок все чаще задумывается над значением какого-либо действия или слова для его же самого: «а что будет, если я…».

Кризис 13 лет - относится к числу острых. Симптомы кризиса Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Второй симптом кризиса - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Кризис 17 лет - Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей. Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Это новая ступень развития личности ребенка! В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Как помочь ребёнку преодолеть кризис? Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится. В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать. Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно. Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения Психологи второго социально-реабилитационного отделения работают с подростками от 13 до 18 лет, имеющих инвалидность, а также ментальные нарушения легкой и умеренной степени. На консультациях часто родители задают вопрос: «А будут ли у наших детей возрастные кризисы и как они проходят?». И мы отвечаем: Общие законы развития, прохождение возрастных кризисов ребенка с инвалидностью и ментальными нарушениями легкой и умеренной степени прослеживаются и в развитии аномальных детей. Установление единства психологических закономерностей детей с нормой и детей с особенностью в развития показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У особенных детей все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого типа аномального развития образованием специфической структуры. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка. Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_krizisy.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?»

Выделяют шесть возрастных кризисов в развитии детей:

• кризис новорожденности (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);

• кризис первого года жизни (столкновение с понятием «нельзя» протест);

• кризис трёх лет (появляется позиция «Я – сам!», негативизм, упрямство, самоуправство);

• кризис семи лет (кризис саморегуляции, потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка);

• кризис подросткового возраста 12-16 лет (тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. связан с половым созреванием,

• Юношеский кризис 17 лет встреча с взрослостью — переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых).

Что должны знать родители о возрастных кризисах? Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кризис 1 года - Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но нё выполняют то, что он хочет. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Кризис 3 лет -Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Кризис 7 лет - Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение — это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Формирование самоуважения. Формирование самоуважение является одной из черт проявления детского кризиса. Страх быть несостоятельным. Новый статус, прикосновение к взрослой жизни, ощущение себя значимой фигурой, как правило, всегда нравятся младшим школьникам. Изменение в поведении. Но, наряду с серьезными переменами в жизни дошкольника, которые, казалось бы, должны сделать его более важным, повзрослевшим, родителей может полностью обескуражить появление манерничанья, кривлянья, пререкания, капризов и других нехороших качеств в поведении ребенка. От чего же это может происходить? обратить на себя внимание. И он их находит в уже знакомых детских формах поведения, пусть и негативных, но зато более действенных. Переоценка своих действий. Если раньше, любое желание было обоснованно одним лишь словом «Хочу», то сейчас, в семилетнем возрасте, ребенок все чаще задумывается над значением какого-либо действия или слова для его же самого: «а что будет, если я…».

Кризис 13 лет - относится к числу острых. Симптомы кризиса Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Второй симптом кризиса - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Кризис 17 лет - Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей. Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Это новая ступень развития личности ребенка! В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Как помочь ребёнку преодолеть кризис? Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится. В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать. Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно. Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения Психологи второго социально-реабилитационного отделения работают с подростками от 13 до 18 лет, имеющих инвалидность, а также ментальные нарушения легкой и умеренной степени. На консультациях часто родители задают вопрос: «А будут ли у наших детей возрастные кризисы и как они проходят?». И мы отвечаем: Общие законы развития, прохождение возрастных кризисов ребенка с инвалидностью и ментальными нарушениями легкой и умеренной степени прослеживаются и в развитии аномальных детей. Установление единства психологических закономерностей детей с нормой и детей с особенностью в развития показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У особенных детей все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого типа аномального развития образованием специфической структуры. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка. Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....