консультация для родителей по развитию мелкой моторики
консультация (младшая группа)

Цели:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

  2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: сообщение

Участники: воспитатели, родители, учитель-логопед.

Оборудование: выставка детских работ по лепке; список рекомендуемой литературы (выполнен в виде памяток для родителей):

Козлина, А. В. Уроки ручного труда [Текст] / А. В. Козлина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

 

Советы родителям
(памятка)

Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжена и дома, поэтому позвольте дать Вам несколько советов:

1. До занятий необходимо приготовить пластилин, кинетический песок, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.

2. Начните работу с самых простых приемов лепки, предлагая ребенку повторять Ваши действия.

3. Демонстрировать приемы лепки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта.

4. Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше.

5. Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и Ваш маленький «учитель» с радостью придет к вам на помощь.

6. Помните, что занятие не должно длиться более 10 минут.

7. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:

Пальцы сжаты в кулак:

Пальчик, пальчик,

Где ты был? (разгибается большой палец)

С этим пальцем в лес ходил, (разгибается указательный палец)

С этим пальцем щи варил, (разгибается средний палец)

С этим пальцем кашу ел, (разгибается безымянный палец)

С этим пальцем песни пел. (разгибается мизинец)

Предварительная работа: организация выставки детских работ; подготовка памяток для родителей, оформление помещения.

Повестка собрания:

1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2. Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка.

3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx12.85 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цели:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
  2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: сообщение

Участники: воспитатели, родители, учитель-логопед.

Оборудование: выставка детских работ по лепке; список рекомендуемой литературы (выполнен в виде памяток для родителей):

Козлина, А. В. Уроки ручного труда [Текст] / А. В. Козлина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Советы родителям
(памятка)

Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжена и дома, поэтому позвольте дать Вам несколько советов:

1. До занятий необходимо приготовить пластилин, кинетический песок, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.

2. Начните работу с самых простых приемов лепки, предлагая ребенку повторять Ваши действия.

3. Демонстрировать приемы лепки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта.

4. Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше.

5. Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и Ваш маленький «учитель» с радостью придет к Вам на помощь.

6. Помните, что занятие не должно длиться более 10 минут.

7. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:

Пальцы сжаты в кулак:

Пальчик, пальчик,

Где ты был? (разгибается большой палец)

С этим пальцем в лес ходил, (разгибается указательный палец)

С этим пальцем щи варил, (разгибается средний палец)

С этим пальцем кашу ел, (разгибается безымянный палец)

С этим пальцем песни пел. (разгибается мизинец)

Предварительная работа:  организация выставки детских работ; подготовка памяток для родителей, оформление помещения.

Повестка собрания:

1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2. Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка.

3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.

Ход собрания

1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Г. Доману и Н. Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: 

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу».

«Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

2. Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка.

Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.

В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик  в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью  лучше всего начать именно с лепки, а  чуть позже начать и рисовать с малышом.  Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик  круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

 ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ: ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬ МАЛЫША В 2-3 ГОДА НА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ: НАШИ ЗАДАЧИ

  • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
  • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
  • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
  • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
  • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
  • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
  • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ

В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

  • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
  • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
  • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

  • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
  • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
  • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).

3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках.

(На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику.)

Всем хватило зернышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей»

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.Чем выше двига...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "

Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...

Консультация для родителей « Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»

Консультация для родителей« Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»...

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»В. М. Бахтер.Пр...

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»

Консультация  для родителей «Как  развитие мелкой моторики рук влияет на речевое   развитие?»...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи"

В консультации описывается о пользе развития мелкой моторики рук детей...