Консультация для родителей будущих первоклассников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Донченко Анастасия Григорьевна

В статье содержится информация о порядке появления звуков у детей, возможных проблемах звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_dlya_roditeley.odt143.58 КБ

Предварительный просмотр:

              Уважаемые родители! Специалистами установлено, что к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением всех звуков речи.

Время появления звуков

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

Звуки

А  О  Э

П  Б  М

И  Ы  У  

Ф  В  

Т  Д  Н  

Г  К  Х  Й

С  З  Ц

Ш  Ж

Ч  Щ

Р

Л

              Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.

              Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

               Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

               Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо; жевательные, глотательные, мимические мышцы; голосообразующие и дыхательные органы). Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, глубоко ошибочно. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду

               При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

              Прежде всего необходимо заниматься артикуляционной, логопедической гимнастикой, которая поможет ребёнку подготовить органы артикуляции к постановке звуков, не освоенных им самостоятельно.

               Цель артикуляционной гимнастики – выработка полно-ценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

          Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо  ежедневно по несколько минут.

          Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

          Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

          Можно выполнять артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку. Каждое упражнение выполняется несколько раз подряд (от 5 до 15).

          В качестве примера артикуляционной гимнастики приведём несколько упражнений для губ и языка:

1. «Заборчик». Рот закрыт, губы растянуть в улыбке, при этом верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд трубочкой.

3. Чередовать упражнения «заборчик» - «трубочка».

4. «Горка». Рот широко открыт, кончик языка изнутри упирается в нижние передние зубы, а спинка языка поднята вверх (выгибается «горкой»).

5. «Качели». Рот широко открыт, напряжённым языком нажимать сначала за верхними передними зубами, а затем за нижними.

6. «Маляр». Рот открыт, широким и напряжённым кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних передних зубов и обратно.

7. «Вкусное варенье». Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык обратно.

          Формированию правильной речи ребёнка способствует и достаточно хорошо развитая мелкая моторика – ловкость и координированность движений пальцев рук, умение ориентироваться в пространстве (усвоить понятия «лево», «право», «верх», «низ» и т.п.) и на бумаге, соответствующий уровень развития внимания, памяти и мышления. Поэтому, пытаясь помочь ребёнку овладеть правильной речью и подготовить его к обучению в школе, необходимо уделять особое внимание развитию этих сторон его деятельности. В этом вам могут помочь как специалисты (педагоги, психолог, логопед), так и соответствующая детская литература И не нужно забывать, уважаемые родители, что в возрасте 6-7 лет у детей остаётся ведущей, т. е. основной, деятельностью – игровая. А значит, будет лучше, если все ваши занятия будут проходить в форме игры, но решать учебные задачи, акцентировать ребёнка на серьёзные и важные цели. Успехов вам и вашим детям!

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2005.
  3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах, М.: Просвещение: Владос, 1995.
  4. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
  5. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников

Материал раскрывает все аспекты готовности ребенка к школе и даются рекомендации - как правильно готовить ребенка к школе, на что надо обращать внимание родителям....

Консультация для родителей будущих первоклассников.

Советы  помогут  родителям будущих первоклассников подготовить своего ребенка к школе и морально и физически....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"

   Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"    повысить правовую ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...