консультация для родителей "Как помочь малышу в период адаптации"
план-конспект урока (младшая группа)

Как помочь малышу в период адаптации

Цели: разъяснить родителям проблемы адаптационного периода в жизни ребенка и найти совместные пути преодоления трудностей в этот период и у ребенка, и у родителей.

Ход собрания

Родительское собрание проводят воспитатели группы.

Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача – сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. Для начала давайте познакомимся.

Воспитатели представляют себя.

Приветствия. Каждый участник родительского собрания ловит мяч и говорит свое имя : «Здравствуй, меня зовут… я рад вас видеть!»

Вот мы и познакомились.

Хочется напомнить, что мы все родом из детства, когда-то и мы были малышами, ходили в детский сад. Каким было наше детство? Давайте вернемся в этот чудесный мир, радости и счастья.

У нас выставка фотографий с занятий и прогулок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_mylyshu_v_period_adapt.docx10.17 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Цели: разъяснить родителям проблемы адаптационного периода в жизни ребенка и найти совместные пути преодоления трудностей в этот период и у ребенка, и у родителей.

Ход собрания

Родительское собрание проводят воспитатели группы.

– Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача – сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. Для начала давайте познакомимся.

Воспитатели представляют себя.

Приветствия. Каждый участник родительского собрания ловит мяч и  говорит свое имя : «Здравствуй, меня зовут… Я рад вас видеть!»

– Вот мы и познакомились.

– Хочется напомнить, что мы все родом из детства, когда-то и мы были малышами, ходили в детский сад. Каким было наше детство? Давайте вернемся в этот чудесный мир, радости и счастья.

У нас выставка фотографий с занятий и прогулок.

«Предмет моего детства». На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

– Вы не так давно стали мамами и папами, и теперь ваш ребенок стоит на пороге детского сада. Всем известно, что адаптация – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольной организации, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни

Один из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольной организации, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. И вот наступает день, когда родители приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке.

«Волшебный микрофон» – интервью.

– Расскажите, как вы готовились к первому посещению детского сада.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. Они то просятся на руки ко взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись ко взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3–4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты.

Вторая группа – немногочисленная, 2–3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, не робеет и тут же берет инициативу общения со взрослыми. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен ко взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать.

Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2–3 дней, на большее у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Вывод. Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.

Упражнения.

Упражнение «Орехи». Каждому в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются, и родители должны отыскать свой орех. После этого у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех.

– Как же нам, воспитателям, узнать, чьи вещи, как можно облегчить ситуацию?

Игра «Как собрать правильно ребенка в детский сад...». Практические советы:

1. Родители собирают пакет необходимых вещей для детского сада и объясняют их назначение.

2. Откладывают то, что нельзя или нежелательно брать в детский сад, и объясняют это.

– Пакет в детский сад мы собрали. Надеюсь, мы все исправим свои ошибки, и сбор ребенка в ДОО будет правильным, и в наших кабинках будет полный порядок.

– А теперь самое главное! Чувства ребенка, его внутренний мир. Как почувствовать его, как понять?

Упражнение «Поезд». Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним.

После 5–7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами.

Упражнение «На прогулке». Все присутствующие встают в круг. Воспитатель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: «Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет – цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой! И т. д.»

Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре.

Воспитатель. Дорогие родители! Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.

Упражнение «Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Воспитатель предлагает родителям написать, какие темы они хотели бы раскрыть на следующих встречах.

Прощание. Мяч по кругу – родителям предлагается высказать кратко свое мнение о встрече.

Принятие решения родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

Как помочь своему малышу в период адаптации к детскому саду.

Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Что происходит с малышом в этот период, и как можно помочь ему -  информация для МАМ....

«Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

При поступлении ребенка в д/с происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного....

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ."...

Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного уч...