Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника"
консультация (подготовительная группа)

Дмитриева Алёна Николаевна

Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx339.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобы

пользоваться им.

Г. Гегель

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

 В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного познавательно-речевого развития детей.

Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

 Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

 Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Формирование познавательного-речевого развития ребенка.

Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Формирование правильной речи одной из – это одна из основных задач дошкольного образования. Но ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. В речи детей существует множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, должны быть соблюдены следующие правила при обогащении развивающей среды:

1. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.

2. Вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения,  приоритетным  в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют  развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

3. Полифункциональность. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

4. Педагогическая целесообразность. Предусматривает  необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды. В виду  ограниченности пространства в группе, необходимо следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

5. Трансформируемость. Трансформируемость предметно-развивающей среды  группы происходит за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если планируется индивидуальная работа, то столы могут  стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, то мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Можно обходиться и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети могут  садится прямо на ковер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....

Консультация для родителей "Предметно- развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника"

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная сре...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представ...

Консультация для родителей «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей...

Консультация на педагогическом совете «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других предста...