Доклад по теме: "Экологическое воспитание дошкольников"
учебно-методический материал

Ларкина Ольга Викторовна

Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Мы редко задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами – всё то, что обычно называют природой, помогают воспитывать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Детский сад « Петушок» с.Палимовка,  Бузулукский район,Оренбургская область.                                                                                                                                    Воспитатель   Ларкина О.В.

Экологическое воспитание дошкольников

  1. Вступление.
  2. Ознакомление с природой как средство всестороннего развития ребёнка.
  3. Наблюдение и уход за комнатными растениями – как этап воспитания правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами.
  4. Методы и приёмы, помогающие воспитывать интерес детей к природе.
  1. Развитие интереса к природе через игры.
  2. Постановка опытов как способ познания неизвестного.
  3. Экскурсия по экологической тропе.
  4. Огород на подоконнике.
  5. Поделки из природного материала.
  1. Заключение.

Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Мы редко задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами – всё то, что обычно называют природой, помогают воспитывать детей.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

К сожалению, в последние годы произошло катастрофическое ухудшение экологической обстановки. Транспорт с бензиновыми и керосиновыми двигателями, многочисленные химические предприятия, теплоэлектростанции отравляют, загрязняют окружающую среду. Техногенные катастрофы превращают плодородные поля, чистые реки и озёра, живительные леса в мёртвую пустыню.

Одна из главнейших задач государства – отказаться от потребительского подхода к природе, рационально использовать её ресурсы. Задачи детского сада и школы – воспитать у детей позитивное отношение к природе, окружающему миру, формировать основы культуры рационального природопользования.

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажем родных мест. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней больше.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять природу.

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и     запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» (В.А. Сухомлинский).

К шести – семи годам у детей складываются определённые представления о физических явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д. И это не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки – вот источники этих представлений.

Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребёнку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнаёт, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К.Д. Ушинский).

Ознакомление с законами живой и неживой природы в той или иной мере связано с анализом и сравнением происходящих явлений; пониманием, почему они протекают так; установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растёт сам интерес ребёнка к окружающему миру, развивается его любознательность.

Важно и то, что ребёнок при этом от поверхностного восприятия отдельных предметов поднимается до объяснений, учится логически мыслить, расширяет свой словарный запас. Чем больше правильных представлений о природе получает дошкольник, тем лучше он будет в дальнейшем усваивать школьные знания.

Но как знакомить детей – дошкольников с физическими явлениями? Прежде всего, надо всегда учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют, чтобы при объяснении ребёнок и сам действовал с предметами, со свойствами которых его знакомят.

Зелёный мир на окне привлекает интерес ребёнка. Растения на первый взгляд неподвижны, безжизненны. Задача воспитателей показать красоту и многообразие комнатных растений.

Приучая детей к регулярным наблюдениям, необходимо обращать внимание детей на окраску и рисунок на листьях растений, на ниспадающие стебли ампельных растений, на приспособления, необходимые в жизни растений.

Декоративность растений обуславливается богатством и разнообразием стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. Каждый цветок – это удивительное явление. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребёнка.

Наблюдая за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной температуры или с добавлением удобрений.

При систематическом общении с растениями дети открывают, что внешние показатели: цвет, форма, размер – являются показателями относительного благополучия растения.

Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дети могут оказывать настоящую помощь растениям.

Наблюдение за растениями лучше начинать с полива.  Необходимо установить причинно – следственную связь между интенсивностью полива и ростом растения. Так у ребёнка начинает пробуждаться осмысленная любознательность.

Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшает жилище, радует взор, создаёт хорошее настроение, Надо научиться замечать эту красоту.

Нельзя ограничиться только показом появившихся цветов, надо ещё приобщить ребёнка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения. Прежде всего надо показать, что цветы украшают само растение: в сочетании с зеленью они создают очень красивое зрелище. Дети полюбят и оценят растения, если услышат рассказы об их происхождении. Одни – из влажных тропических мест – им надо много воды для полива, опрыскивать . Другие – родом из засушливых мест и даже из пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли запасать её в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто.

Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка. Одним из видов её может быть рисование. Для рисования лучше выбрать цветущее знакомое растение, которое нравится ребёнку.

На базе познания у детей начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно – эстетического становления личности.

В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Ознакомление дошкольников с природой особое значение имеет дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, его эстетическое развитие.

В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.

Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, так как они постоянно имеют листву, а некоторые цветут и зимой.

Весной, летом, осенью в природе происходят бурные изменения, привлекая внимание детей красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны

детям для наблюдения.

Дидактические игры с природным материалом могут быть бессюжетными и сюжетными. Сюжетные игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной группой.

Последовательность проведения игр даётся в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учётом уровня представления детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счёт увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. В качестве примера рассмотрим как познакомить детей со свойствами воздуха.

Детей шести-семи лет можно познакомить со свойствами воздуха. Надо сразу сказать, что это связано с определённой трудностью: ребёнок воздуха не видит, не может потрогать его руками, не может с ним действовать. Отсюда и основная задача: показать, что воздух – нечто реальное, свойства которого легко увидеть и использовать. Увидев ранее ненаблюдаемое, ощутив то, что было вне поля зрения, произведя ряд действий с этим новым объектом наблюдений, ребёнок значительно продвинется в своём развитии.

Знакомить со свойствами воздуха детей следует постепенно, в несколько этапов.

Этап первый. 

Покажем детям пустую стеклянную банку. Спросим, есть ли что-нибудь в ней. Скорее всего дети ответят, что банка пустая, в ней ничего нет. Скажем что они ошиблись: в банке что-то есть, но это «что-то» они не видят. А как же узнать, что всё-таки в банке «что-то» есть?

Возьмём целлофановый мешочек, пусть ребёнок заполнит его шариками и мелкими кубиками. Обратим внимание детей на то, что если в мешочке есть что-то, то он уже не плоский, а выпуклый. Пусть дети сами убедятся, что это действительно так.

Затем мешочек освобождаем от шариков и кубиков. Дети, конечно, считают, что мешочек стал снова пустым, в нём ничего нет. Предложим ребёнку аккуратно скрутить мешочек, зажав отверстие. По мере того, как он будет скручивать мешочек, в нижней части он обретёт выпуклость и упругость: следовательно, в нём что-то есть, и это «что-то» и есть воздух. Спросим, был ли воздух до скручивания в мешочке или появился, потому что его скручивали. Главное подвести ребёнка к правильному ответу, что воздух в мешочке находился всегда.

Надо воспользоваться случаем и сказать детям, что воздух есть в «пустой» банке, и в комнате, и на улице. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.

Этап второй.

Задача этого этапа – подвести ребёнка к пониманию, что воздух есть всюду. Для этого проделаем вместе с детьми ряд простейших опытов. Напомним детям, что все мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Если мы подуем через соломинку в стакан с водой, то увидим выдыхаемый воздух в виде пузырьков.

Но можно убедиться, что и в самой воде есть воздух. Наполним стакан водой – через некоторое время мы увидим пузырьки воздуха на его стенках.

В стакан с водой опустим губку и увидим, что обильно выделяются пузырьки. Делаем вывод – воздух есть и в губке.

Есть ли воздух в кирпиче? Опустим кусочек кирпича в стакан с водой. Наличие пузырьков даёт на это утвердительный ответ. А в земле? Пригоршню земли опускаем в воду и снова наблюдаем пузырьки. Все опыты дети должны проводить сами – это очень важно.

Теперь можно сделать вместе с детьми вывод: воздух есть в комнате, стакане, в кирпиче, губке – воздух всюду вокруг нас.

Этап третий.

А теперь познакомим детей с некоторыми свойствами воздуха. Ко дну пустого стакана с помощью кусочка пластилина прикрепляем смятую бумажную салфетку, промокашку и опускаем стакан в сосуд с водой отверстием вниз. Спросим детей, намокла ли при этом бумага. В большинстве случаев ответ будет положительным. Пусть дети вытащат из воды стакан и сами убедятся, что салфетка осталась сухой. Поможем ребёнку понять, что именно воздух в стакане не дал воде намочить бумагу.

Ещё один опыт. Прикрепите с помощью изоляционной ленты к концу воронки не надутый воздушный шарик. Пусть ребёнок опустит воронку раструбом в сосуд с водой. При этом он увидит, что шарик раздулся. Пусть дети попробуют сами объяснить это явление. Необходимо подвести детей к пониманию того, что вода вытеснила из воронки воздух в шарик.

Можно сделать так. Поставим перед детьми задачу: опустить плавающий на воде кубик с воткнутым в него флажком на дно сосуда так, чтобы флажок при этом остался сухим. Возможно, дети и сами догадаются что для этого надо при погружении в воду накрыть кубик стаканом и опустить этот стакан на дно. Пусть дети убедятся в том, что упругий воздух не дал воде войти в стакан.

Этап четвёртый.

Достаточно ребёнку подуть на полоску бумаги, как он убеждается в том, что воздух может перемещаться, двигаться. Не трудно увидеть, что при перемещении воздух заставляет двигаться и другие предметы: колеблется полоска бумаги, качаются ветви деревьев, трава, начинает двигаться вода – образуются волны. Хорошо показать детям рисунки с изображением ветряной мельницы, парусного судна – словом, всего, что приводится в движение ветром.

Ещё об одном применении свойств воздуха можно наглядно рассказать детям, показав им рисунок спускающегося на парашюте парашютиста. Объясните, для чего нужен парашют: воздух под куполом парашюта мешает быстрому движению (оказывает сопротивление), поэтому парашютист не падает камнем вниз, а плавно опускается.

Можно провести и такой опыт. Дайте ребёнку вертушку-ветрячок и покажите, что она вращается, если с ней бежать. Выясните вместе с детьми, что именно воздух приводит игрушку в движение. Вместе с детьми сделаем такую вертушку.

Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребёнка в

лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Лето. 

Июль – макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга… Всё это даёт большой простор для развития наблюдательности дошкольника.

Гроза нередко вызывает у детей страх. Постараемся объяснить детям суть этого явления природы, обратите их внимание на яркие молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. Но ещё до того, как начинается гроза, можно увидеть её приближение. Обратим внимание детей, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несёт пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения – основной объект летних наблюдений на лугу, участке детского сада. Уже в 4-5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василёк, колокольчик… Из признаков этих растений дети называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Обратите внимание ребёнка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» - жёлтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.

Отличать одно растение от другого малыши могут научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблям. Иными словами, постепенно ребёнок запоминает всё большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день, во время прогулки можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час – полевой осот, в восемь – вьюнок, в девять – полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика – в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают жёлтые цветы в зелёный «кулачок». Ещё пройдёт час – закроются маки, около пяти часов вечера – незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Предложим детям понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы» с родителями на даче, в лесу, на лугу.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие – шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днём во время прогулок и экскурсий по экологической тропе. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Громче всего кузнечики стрекочут в июле-августе. Но не всегда. Погода сухая – концерт в полном разгаре. Затихли – погода скоро испортится: жди дождя.

А лесные прогулки! Очень жаль, что в режиме детского сада не всегда можно выйти в лес. Но у нас, на территории детского сада растут взрослые деревья, ассоциация которых воссоздаёт лесную экосистему.

С увлечением дети наблюдают за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Куда ползут мураши? Что несут? Можно провести опыт – захватить с собой кусочек сахара. Смочив его в воде, положить возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеёк. Детям радость, муравьям – вкусный корм.

Предложить родителям совершить увлекательные прогулки в лес за грибами, предварительно провести занятие по ознакомлению детей со съедобными и ядовитыми грибами; и научить детей правилам поведения в лесу.

Осень.

Первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких берёзовых прядях, жёлтые листочки появляются ещё в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня…

Листопад – яркое, незабываемое зрелище. Дети с удовольствием собирают опавшие листья. Поможем детям заготовить впрок яркие осенние листья. Они пригодятся зимой для поделок.

Во время экскурсии по экологической тропе предложим детям сравнивать форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуем вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложим найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратим их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные? Во время прогулок собираем коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр.

Обратим внимание детей, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени уже исчезли. Зато появились зимние гости – синицы: московки, лазаревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью – здесь легче добыть корм и скоротать суровое время.

Дети с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждёт разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чём дело? Не редко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, ещё тогда когда в ней не было нужды.

Зима.

Дни стали короче, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы. Обратим внимание детей при входе утром в группу на то, что на часах восемь часов утра а за окном темно. Необходимо приучать детей замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идёт снег. Чем старше ребёнок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.

Дошкольников можно и нужно знакомить с термометром и принципом его работы – изменение температуры влияет на объём жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру.

Снег – он очень рано привлекает внимание детей. Во время прогулок ребята с удовольствием рассматривают снежинки. Все они разные. Со снегом, снежинками можно проводить всевозможные опыты. Необходимо только правильно и доступно всё объяснить.

Много радости и удивительных открытий дарят детям зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Одни склёвывают рябину, другие ощипывают берёзовые почки – зимой и это лакомство.

Необходимо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать ещё до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. Кормушка – лучший объект для наблюдения за птицами.

Весна.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепели на снегу появляется ледяная корочка – наст. На крышах сосульки. Необходимо обратить во время экскурсий по экологической тропе на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне здания, а некоторое время спустя – и на другой тоже.

Во время прогулок по территории детского сада обращать внимание детей на неодинаковую площадь стаивания снега возле деревьев с тёмной корой и берёзой, подводя тем самым детей к тому, что предметы нагреваются неодинаково. Темные сильнее, светлые меньше. Потому-то и белая кора берёзы холоднее тёмной коры клёна. А если ствол клёна нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

Во время прогулок и экскурсий очень важно обращать внимание детей на мельчайшие изменения в окружающем мире природы – зацвёл ли одуванчик, пролетела ли первая пчела, началось ли сокообразование у деревьев – всё имеет значение в воспитании у ребёнка бережного отношения к природе.

«Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (К.Д. Ушинский).

Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Выращивать надо то, что растёт быстро, прямо на глазах у ребёнка: лук, чеснок, луковичные цветочные культуры, корнеплоды, картофель. Луковица, опущенная в воду, быстро, в течение 10ч даёт корни, а затем и зелень.

С каким удовольствием и интересом дети рассматривают, сажают, наблюдают за ростом и развитием « своего» подопечного.

Успешным наблюдение бывает, если оно происходит один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения в растении. Надо не только наблюдать , но и зарисовывать растение таким, какое оно есть на данный момент. Рисунки дают возможность сравнить то, каким растение было неделю назад, и тем самым установить, что и как изменилось.

Растение подрастёт, его можно срезать, добавить в суп или салат, удивиться и убедиться, каким вкусным оно у нас выросло, а взамен посадить другое, отличающееся, например, после лука – салат, или петрушку, укроп.

Необходимо заставить ребёнка задуматься, какие условия помогли появлению зелёных листочков лука, и почему у лука, хранящегося в темноте, при прорастании листочки короткие, кривые, бледно-жёлтые. Эти вопросы, осмотр и сравнение луковиц помогут ребёнку сделать правильный вывод: для роста зелени необходимы вода, свет и тепло.

В зимнее время на окне в ящике можно сделать настоящую грядку, посадив туда корнеплоды свеклы, моркови, петрушки, несколько долек чеснока. Хорош для наблюдения клубень картофеля. При проращивании он сначала выпускает белые ростки и тонкие корни, затем, при освещённости белые ростки зеленеют, и, если посадить клубень в землю, вырастает крепкий кустик ботвы. При этом ребёнок не только трудится, поливая грядку, но и получает знания о том, как по-разному можно употреблять в пищу овощи.

Детей, посещающих подготовительную группу можно увлечь выращиванием растений из семян. Разложим на мокрой марле крупные семена фасоли, гороха, огурцов, прикроем сверху такой же мокрой марлей, пусть дети ежедневно следят, чтобы она не высыхала. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере и появятся отростки: один – начало корня, другой – начало стебля. Семена огурца можно выращивать открытым способом на мокрой ткани – это и наглядней и интересней.

Посадив проросшие семена, интересно наблюдать с детьми за появлением ростка, семядольных листочков, основных листьев.

Выращивать новые растения можно и из черенков комнатных растений. Для этого особенно хороша традесканция. Посадив собственными руками укоренившийся черенок, дети с особым трепетом и рвением относятся к уходу за традесканцией.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, переберают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой степени удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям незамысловатые поделки из шишек, орехов, листьев. Любимой игрушкой детей становится какой – нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует воспитанию его характера. Не так – то просто сделать игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое до конца.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, организованностью. Это оказывает большое влияние на формирование у детей дружеских, доброжелательных взаимоотношений.

Библиография.

1. « В союзе с природой»

Л.И.Грехова ; Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.

Москва – Ставрополь, 2001.

2. « Экология для начальной школы»

И.В. Цветкова ; Игры и проекты.

Ярославль,  «Академия развития» , 1997 г.

3. « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

В.А. Дрязгунова , Москва, «Просвещение», 1981г.

4. « Знакомим дошкольников с миром животных»

Е.И. Золотова , Москва, «Просвещение», 1982г.

5. « Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

С.Н. Николаева , Москва, «Новая школа».

6 « Хоровод загадок, хоровод вопросов».

А. Екимцев, Ставропольское книжное издательство.1981г.

7. « Четыре времени года»

С.А. Веретенникова, Москва, «Просвещение» 1971г.

8. « Здравствуй, мир!»

Окружающий мир для дошкольников. А.А. Вахрушев

Москва, «Баласс» 2003г.

9. «Экологические сказки».

Е.В.Шиков, Дубна 1997г.

10. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

С.Н. Николаева, Москва, «Новая школа» 1995г.

11. «Детям о природе». М.В. Лучич

Москва, «Просвещение» 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей младшей группы».

Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раск...

Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности до...

Доклад на тему: "Экологическое воспитание и образование дошкольников"

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...

Доклад на тему: Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Воспитание дошкольников в повседневной жизни осуществля­ется в совместных делах и общении, которые могут быть преднаме­ренными, спланированными или спонтанными, ситуативными. Независимо от это...

Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

laquo;Экологическое воспитание дошкольников»...