Консультация для родителей" Природа, семья и ребёнок"..
консультация (подготовительная группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_o_prirode.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей « Природа, семья и ребёнок».

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном

летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск

волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример - взрослого. Можно бесконечно говорить об уважении к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость!» - то пользы не будет

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Уважение детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интереса к природе, потребность постоянного общения с ней. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки на природу. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с ней у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Если во время прогулок систематически наблюдать за насекомыми, растениями, птицами вместе с детьми, то у них накопятся определённые знания в этой области. Первые уроки мышления должны быть среди природы.

Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты. Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание, которого связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок и родители могут эмоционально общаться – ухаживать, играть, разговаривать. Ребенок становится более общительным, подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью. Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования,
безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание.

Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого
человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое
воспитание дошкольников в семье.

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше
переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям
выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но

что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?

Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но

ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в
будущее окружающей среды.

Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в
магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую
взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь
именно так ребёнок познаёт мир.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к
ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое

уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это
чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

 Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а
ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете
признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы
спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки
меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и
растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово,

связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья
очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная
цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения
руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если


           
овощ растёт на земле – руки опускает вниз


Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку
нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. трясогузка, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

8. лиса, свинья, лось, кабан

9. кузнечик, божья коровка,

 воробей,

 майский жук;


                     
10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать

                     (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий


зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично
называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие,
например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со
                     
словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч
обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово
«волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет
слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на
слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя

рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой
природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» -
имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать
помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить
изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями —
«делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, ...

Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»

Консультация для родителей«Семья глазами ребёнка» Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм.Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и детских соч...

Консультация для родителей "Семья и ребёнок"

Консультация для родителей "Семья и ребёнок"...

Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»

Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм.Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить родительский дом....

Консультация для родителей "Семья глазами ребёнка"

Консультация для родителей "Семья глазами ребёнка"...

Консультация для родителей "Семья глазами ребёнка"

В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они как две ноги, на которых он идёт по жизни....