Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.
консультация

Маник Олеся Анатольевна
Песок позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Игра с песком имеет важный терапевтический, коррекционный и воспитательный эффект, у ребенка возникает чувство безопасности, поскольку песок можно контролировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0340/0012a0df-6ad2b852/hello_html_m1b9115e9.jpg

  Песок позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При правильно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, коррекционное, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!

1.«Познакомимся с песком»

Цель:

  • Знакомить с правилами безопасности при играх с песком.
  • Развивать тактильное восприятия.
  • Формировать познавательный интерес к объектам не живой природы.

Материалы и оборудование:

  • Песок и оборудование для игр (мини песочница)
  • текст стихотворения Т.М. Гработенко

Вредных нет детей в стране

Ведь не место им в песке

Здесь нельзя кусаться драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок мирная страна

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить

Чтоб запомнить и дружить?

Иллюстрации, соответствующие тексту (по желанию педагога),

инвентарь для игр с песком:

совочки, «мельница», маленькие игрушки, и т. д

рисунки, фото готовых построек из песка, салфетки, полотенца для вытирания рук.

Ход игры:

Педагог сообщает детям о том, что хочет их познакомить с песком и предлагает послушать правила при игре с песком. Читает стихотворение.

После небольшого обсуждения содержания стихотворения и закрепления правил безопасности предлагает погладить, потрогать песок, поиграть с ним.

https://static.smartafisha.ru/photo/training/24/46/244637/photo_1847136_5af6a671829e0.jpg

  1. «Пальчики – ладошки»

Цель:

  • Закреплять правила безопасности при игре с песком.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию с песком.
  • Продолжать развивать тактильное восприятие.

Материалы и оборудование:

Мини песочница, домики, фигурки персонажей из мультфильмов, сказок, полотенца или салфетки по количеству детей, для вытирания рук после игры.

Ход игры:

Взрослый организует игровое пространство – расставляет домики, прячет персонаж, пальцами оставляет следы на песке в сторону домиков, в котором спрятан герой.

Педагог говорит детям о том, что у песка есть свойство сохранять следы. И, что к ним в гости пришёл персонаж предлагает детям рассмотреть песок, и догадаться в каком домике спрятался герой.

Далее дети анализируют, делают вывод о месте нахождения персонажа, шагая пальчиками по песку, находят спрятанного героя.

Потом педагог предлагает оставить на песке отпечатки своих ладоней и сравнить у кого ладошка больше.hello_html_m33f28089.jpg

  1. «Секретики в песке»

Цель:

  • Развивать интерес к играм с песком.
  • Знакомить со свойствами сухого песка (сыпучесть).
  • Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.)
  • Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.

Материалы и оборудование:

Мини песочница, мелкие игрушки (киндер сюрпризы), камушки, стеклянные шарики, совки, щётки, кисточки и другие подручные средства для поиска игрушек в песке.

Ход игры:

Педагог напоминает правила безопасности при играх с песком.

Сообщает о том, что приготовил ребятам сюрпризы, которые нужно найти в песке. Правила: искать, используя подручные средства, не мешать друг другу, после обнаружения с сюрпризом можно поиграть в песке (построить, что-то, или спрятать для друга, обменяться игрушками).

  1. «Найди что покажу»

Цель:

  • Продолжать учить элементам поисковой деятельности.
  • Развивать целенаправленное внимание.
  • Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма)
  • Учить использовать орудия для поиска предмета, фигуры в песке.
  • Продолжать закреплять правила безопасности при играх с песком, при действиях с орудиями (совок, ручная щётка)

Материалы и оборудование:

Совки, ручные щетки, геометрические фигуры разного цвета и размера, из прочного материала, можно использовать блоки Дьенеша.

Ход игры:

Педагог заранее организует игровое пространство, прячет в песок геометрические фигуры. Сообщает детям, что они будут заниматься поиском геометрических фигур. Предлагает выбрать фигуру и найти такую же в песке. Кто первый, найдёт получает звёздочку. Затем ребёнок берёт ещё одну фигуру. У кого больше звёздочек – тот выиграл.

  1. «Слушай и ищи»

Цель:

  • Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.
  • Развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие.
  • Формировать представление сенсорных эталонах (цвет, форма, размер)
  • Учить использовать орудия для поиска заданного предмета, фигуры в песке.

Материалы и оборудование:

Совки, ручные щетки, геометрические фигуры разного цвета и размера, из прочного материала, можно использовать блоки Дьенеша.

Ход игры:

Такой же как в игре № 4,только дети ищут предметы по описанию педагога.

  1. «Следы на песке»

Цель:

  • Продолжать знакомить со свойствами песка
  • Формировать представление о понятиях большой, маленький.
  • Учить соотносить следы на песке и объекты.
  • Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

Материалы и оборудование:

Мини песочница, формочки для песка.

Ход игры:

Взрослый заранее организует игровое пространство.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные (горельефные) отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Усложнение задания: игра происходит путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).

«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для самого фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

  1. «Подружи песок с водой»

Цель:

  • Закреплять свойства сухого песка.
  • Давать представление об изменениях свойства песка при смешивании его с водой.
  • Знакомить со свойствами мокрого песка.
  • Давать элементарное объяснение изменениям свойств песка (песчинки друг к другу прилипли, крепко обнялись)
  • Продолжать учить, самостоятельно, экспериментировать используя специальные приспособления, инвентарь (пипетки, шприц, лейку)
  • Учить анализировать, делать выводы.

Материалы и оборудование:

Совочки, грабельки, лейки с водой, пипетки по количеству детей, шприцы без иголок с водой.

Ход игры:

Педагог уточняет знания детей о свойствах сухого песка, предлагает проверить, что будет, если в песок добавить воду. В ходе игры, отмечает, как изменились свойства песка, подводит детей к выводу. Далее дети самостоятельно изменяют свойства сухого песка.

  1. «Я пеку, пеку, пеку»

Цель:

  • Создать условия для экспериментирования с мокрым песком.
  • Закреплять свойства песка.
  • Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму

Материалы и оборудование:

Совочки, формочки, ведёрки, печатки, лейка с водой, стеки, палочки (зубочистки),бусины, пайетки, стеклянные шарики и.т.д

Ход игры:

Детям предлагается смешать песок с водой, добиться нужной консистенции для лепки из песка. В ходе игры ребята могут добавлять воду и сухой песок. После предлагаются формочки для лепки, стеки и палочки для украшения узорами

9.«Пирамидки из песка»

Цель:

  • Закреплять свойства мокрого песка (слипание, способность сохранять длительно форму)
  • Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму.
  • Способствовать развитию интереса к самостоятельным экспериментальным действиям с песком
  • Продолжать формировать представление о размере предмета.

Материалы:

Формочки разного размера, совочки.

Ход игры:

Взрослый предлагает построить пирамиду из песка, с использованием формочек. Дети должны определить последовательность выбора формочек, для постройки устойчивой пирамиды.

В конце дети оценивают, чья пирамида получилась ровней, определяют победителя.

10. «Пересыпалки»

Цель:

  • Закреплять свойства сухого песка, развивать представление об объёме, способствовать развитию предметной ловкости при пересыпании песка.

Материалы:

Ёмкости разного объёма, воронки разного размера, с разным сечением.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать ёмкость (стаканчик, формочку) и наполнить её с помощью воронки и совочка. Ребёнку нужно сопоставить объём посуды и размер воронки. Звёздочку получает тот, кто сможет наполнить ёмкость песком, не переполняя её.

11. «Найди такой же»

Цель:

Та же , что и в игре «Пересыпалки».

Материалы:

Ёмкости разные по виду, но одинаковые по объёму.

Ход игры:

Взрослый предлагает пересыпать песок из одной ёмкости в другую.

12. «Кто где живет ?»

Цель:

  • Способствовать релаксации детей при играх с песком
  • Развивать тактильное восприятие
  • Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.

Материалы:

Мелкие игрушки (дикие и домашние животные)

Декорации – лес, деревня.

Ход игры:

Взрослый предварительно прячет в песке игрушки.

Предлагает детям найти животных и разместить их по местам.

В ходе игры педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста .

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. Играть важно и нужно.В любое время года Играем мы с песком. Печём пироги и то...

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста

Песок является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка,  положительно влияет на его эмоциональное состояние....

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста

Если мы понаблюдаем за играми детей в песочнице, то увидим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Он является прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка. Песо...

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Песок позволяет у детей раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При правиль...

картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Песок позволяет у детей раскрыть индивидуальность каждого ребенка,разрешить его психологические затруднения,развить способностть осознавать свои желания и возможности их реализации....