Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме: "Что нужно знать о предложениях будущему первокласснику?"
консультация (подготовительная группа)

Представлен информационный материал для родителей, направленный на формирование у родителей представлений о понятии "языковой анализ", раскрыта его значимость для овладения детьми письменной речью. Предложены практические игры и упражнения, направленные на закрепление в домашних условиях формируемых на логопедических занятиях умений языкового анализа. у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что нужно знать о предложениях будущему первокласснику

Одной из довольно распространённых ошибок письменной речи являются следующие: слитное написание некоторых слов в предложении «Летом Настяотдыхалана даче», неправильное мысленное вычленение и оформление границ слов: слияние слова с частью другого слова («Летом Настяотдыха ла»), и, чаще всего, – слитное написание предлога со словом «Летом мы отдыхали надаче».

В основе данных ошибок лежит несформированность у детей языкового анализа. Что же это такое? Языковой анализ - это важное для овладения ребёнком письменной речью умение делить предложение на слова, определять верную последовательность слов в предложении, уметь выделять и называть заданное взрослым слово в предложении (первое, третье и т.п.). Это одно из условий, необходимых для успешного овладения процессом письма в школе.

Другими словами, языковой анализ помогает нам осознать, что предложение состоит из слов, благодаря нему мы можем мысленно выделить слова, из которых состоят наши предложения, что необходимо для того, чтобы правильно отразить их границы на письме.

Для развития языкового анализа предлагаю следующие игры и упражнения:

Упражнение «Следопыт»

Предложите ребёнку найти все предложения в тексте. Для этого прочтите небольшой текст, попросите ребёнка быть внимательным для того, чтобы найти все предложения (на каждое услышанное им предложение он хлопает в ладоши/кладёт длинную полоску бумаги). Затем вместе разберите правильность выполнения.

Упражнение «Строители»

А) Предложите ребёнку придумать самому любое предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.http://academy4baby.ru/wp-content/uploads/2012/03/rasskaz5-298x300.jpg

Например, Бабушка вяжет свитер для Миши, а кот Тишка спрятался за креслом (см. рисунок). В моём предложении 11 слов. А какое предложение получилось у вас?

Б) А теперь, предложите ребёнку придумать предложение с определенным количеством слов, например, придумать предложение, в котором 7 слов. Для этого упражнения можно использовать игральные кубики (сначала один, а затем два (количество выпавших костей (слов) суммируются)), которые подскажут, сколько слов должно быть в вашем предложении. В нашем случае 8 (см. рисунок).http://present4man.ru/images/autothumbs/images/cms/data/dices-stone_sl_600_600.jpg

В) Предложите ребёнку составить предложение с одним из «маленьких слов» (предлогов). Например, с «маленьким словом» НА. Помните, что для обозначения каждого из предлогов мы используем схемы (см. рисунок).

http://doc4web.ru/uploads/files/15/14230/hello_html_43486e4a.png

Г) А теперь предложите ребёнку составить предложения по картинке, но так, чтобы в его предложениях обязательно встречались «маленькие слова» (предлоги). Попросите ребёнка посчитать количество слов в предложении, назвать «маленькое слово» (найти его схему).

Вы можете воспользоваться следующими сюжетными картинами:

http://img2.labirint.ru/books/351484/scrn_big_1.jpg

http://on2.docdat.com/tw_files2/urls_21/18/d-17134/7z-docs/3_html_m7ebf0763.jpg

http://sakura-marypoppins.by/wp-content/uploads/2016/01/%D0%B4%D0%B6%D0%BF%D0%B3%D0%B4%D1%88%D0%B0.jpg

Д) Можно составлять предложения, используя схемы. Например,

Где:

                    - слово-признак (отвечает на вопросы: «какой?какая?какие?»)

                        - слово –предмет (отвечает на вопросы: «кто?», «что?»)

                       - слово-действие (отвечает на вопрос «что делает?)

Не забывайте в конце предложения ставить точку!

По предложенной схеме можно составить такие предложения:

Рыжая лиса живёт в норе.

Красивое платье висит в шкафу.

Старый мяч лежит в коробке.

А какие предложения получились у вас?

Упражнение «Слова запутались»

Предложите ребёнку составить предложения из слов, данных в беспорядке.

Например, грядке, на, огурцы, растут. Огурцы растут на грядке.

Распускаются, на, поляне, маки. На поляне распускаются маки.

Витя, из, достал, коробки, мишку, плюшевого. Витя достал из коробки плюшевого мишку.

Упражнение «День Рождения предложения»

Предложите ребёнку послушать небольшую сказку: «Жило-было одно предложение («Лось бежит»). Было оно ещё совсем маленькое, было ему 2 года. Это предложение очень любило праздновать свой день Рождения. С каждым годом, отмечая свой День Рождения, оно становилось старше, взрослее и длиннее (ровно на одно слово). Давай с тобой вырастим длинное, взрослое предложение». Далее просим ребёнка увеличить количество слов в предложении ровно на одно слово. Например: Лось бежит. Лось бежит по лесу. Огромный лось бежит по лесу. И т.д.

Выполнила:

Учитель-логопед МБДОУ № 12

г. Красноярска

Матвеева Мария Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей на тему:"Что нужно знать родителям будущих первоклассников"

Дошкольное возраст- это самый важный период жизни для формирования личности ребенка.Именно в этот период важно заложить основы рационального режима дня,питания,уделять время нравственному,физическому ...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"

Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме "Играем - грамматический строй развиваем"

Представлен практический материал, который может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предсталены игры и упражнения, направленные на закрепление...

Серия презентационных материалов из цикла "Я буду говорить и писать правильно" для организации родительских собраний

Представлена серия презентационных материалов для проведения родительских собраний с родителями детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями ре...

Буду говорить, читать, писать правильно!

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения...