Упражнение для дикции
консультация

Донченко Анастасия Григорьевна

Простые упражнения для улучшения дикции для детей и взрослыx

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_diktsii.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Упражнения для дикции и речи

1. Произнесение взрывных звуков

Прежде всего, развитие дикции следует начать с тренировки произнесения взрывных согласных. Эти звуки образуются при порыве воздушного потока препятствий. А именно: затвора губ (звуки «П», «Б»), средней части языка, прижатого к твердому небу («К» и «Г»), а также прижатого кончика языка к верхним резцам (согласные «Т» и «Д»). Перечисленные согласные имеют взрывную природу, что позволит вам тренировать мышцы речевого аппарата.

 

Следующие согласные звуки подготавливают правильное звучание гласных, которые за ними следуют. Они падают резко: как кузнечный молот о наковальню. А также такие согласные выталкивают стоящие за ними звуки.

 

Попробуйте без голоса произнести глухие согласные, при этом активно и взрывая их:

 

п! пь!   п! пь!   п! пь!   п! пь!   п! пь!

 

т! ть!   т! ть!   т! ть!   т! ть!   т! ть!

 

к! кь!   к! кь!   к! кь!   к! кь!   к! кь!

Затем следующие упражнение произнесите уже с голосом на улучшение дикции:

 

па!  по!   пу!  пи!  пэ!   пы!   пе!   пё!   пю!   пя!

 

та!   то!   ту!   ти!   тэ!   ты!   те!   тё!   тю!   тя!

 

ка!   ко!   ку!   ки!   кэ!   кы!   ке!   кё!   кю!   кя!

Теперь включите звонки согласные:

 

ба!   бо!   бу!   би!   бэ!   бы!   бе!   бё!   бю!   бя!

 

да!   до!   ду!   ди!   дэ!   ды!   де!   дё!   дю!   дя!

 

га!   го!   гу!   ги!   гэ!   гы!   ге!   гё!   гю!   гя!

 

ва!   во!   ву!   ви!   вэ!   вы!   ве!   вё!   вю!   вя!

 

ра!   ро!   ру!   ри!   рэ!   ры!   ре!   рё!   рю!   ря!

 

ца!   цо!   цу!   ци!   цэ!   цы!   це!   цё!   цю!   ця!

 

фа!   фо!   фу!   фи!   фэ!   фы!   фе!   фё!   фю!   фя!

 

ча!   чо!   чу!   чи!   чэ!

Следующие упражнение необходимо произнести с голосом. Обратите своё внимание на активное произнесение конечных глухих согласных звуков. Все слоги словно «бегут» к конечному «бапп!». А словосочетания хорошо заканчиваются взрывом на «П»:

 

ба – ба – ба – ба – бапп!

 

бо – бо – бо – бо – бопп!

 

бу – бу – бу – бу – бупп!

 

би – би – би – би – бипп!

 

бэ – бэ – бэ – бэ – бэпп!

 

бы – бы – бы – бы – быпп!

да – да – да – датт!

 

до – до – до – дотт!

 

ду – ду – ду – дутт!

 

ди – ди – ди – дитт!

 

дэ – дэ – дэ – дэтт!

 

ды – ды – ды – дытт!

га – га – га – гакк!

 

го – го  – го  – гокк!

 

гу – гу – гу – гукк!

 

ги – ги – ги – гикк!

 

гэ – гэ – гэ – гэкк!

 

гы – гы – гы – гыкк!

ва – ва – ва – вафф!

 

во – во – во – вофф!

 

ву – ву – ву – вуфф!

 

ви – ви – ви – вифф!

 

вэ – вэ – вэ – вэфф!

 

вы – вы – вы – выфф!

Конечные согласные нужно произносить активно. Прислушивайтесь к своей дикции, речи: слоги должны «бежать» к конечному.

2. Для развития подвижности языка

Давайте присоединим согласный «Р» к «П»:

 

ПРА – ПРЯ

ПРО – ПРЁ

ПРУ – ПРЮ

ПРЭ – ПРЕ

ПРЫ – ПРИ

То же самое проделайте с остальными согласными звуками языка:

 

БРА – БРЯ

БРО – БРЁ

БРУ – БРЮ

БРЭ – БРЕ

БРЫ – БРИ

 

ВРА – ВРЯ

ВРО – ВРЁ

ВРУ – ВРЮ

ВРЭ – ВРЕ

ВРЫ – ВРИ

 

ГРА – ГРЯ

ГРО – ГРЁ

ГРУ – ГРЮ

ГРЭ – ГРЕ

ГРЫ – ГРИ

 

ДРА – ДРЯ

ДРО – ДРЁ

ДРУ – ДРЮ

ДРЭ – ДРЕ

ДРЫ – ДРИ

 

ЖРА – ЖРЯ

ЖРО – ЖРЁ

ЖРУ – ЖРЮ

ЖРЭ – ЖРЕ

ЖРЫ – ЖРИ

 

ЗРА – ЗРЯ

ЗРО – ЗРЁ

ЗРУ – ЗРЮ

ЗРЭ – ЗРЕ

ЗРЫ – ЗРИ

 

КРА – КРЯ

КРО – КРЁ

КРУ – КРЮ

КРЭ – КРЕ

КРЫ – КРИ

 

ЛРА – ЛРЯ

ЛРО – ЛРЁ

ЛРУ – ЛРЮ

ЛРЭ – ЛРЕ

ЛРЫ – ЛРИ

 

МРА – МРЯ

МРО – МРЁ

МРУ – МРЮ

МРЭ – МРЕ

МРЫ – МРИ

 

НРА – НРЯ

НРО – НРЁ

НРУ – НРЮ

НРЭ – НРЕ

НРЫ – НРИ

 

СРА – СРЯ

СРО – СРЁ

СРУ – СРЮ

СРЭ – СРЕ

СРЫ – СРИ

 

ТРА – ТРЯ

ТРО – ТРЁ

ТРУ – ТРЮ

ТРЭ – ТРЕ

ТРЫ – ТРИ

 

ФРА – ФРЯ

ФРО – ФРЁ

ФРУ – ФРЮ

ФРЭ – ФРЕ

ФРЫ – ФРИ

 

ХРА – ХРЯ

ХРО – ХРЁ

ХРУ – ХРЮ

ХРЭ – ХРЕ

ХРЫ – ХРИ

 

ЦРА – ЦРЯ

ЦРО – ЦРЁ

ЦРУ – ЦРЮ

ЦРЭ – ЦРЕ

ЦРЫ – ЦРИ

 

ЧРА – ЧРЯ

ЧРО – ЧРЁ

ЧРУ – ЧРЮ

ЧРЭ – ЧРЕ

ЧРЫ – ЧРИ

 

ЩРА – ЩРЯ

ЩРО – ЩРЁ

ЩРУ – ЩРЮ

ЩРЭ – ЩРЕ

ЩРЫ – ЩРИ

 

ШРА – ШРЯ

ШРО – ШРЁ

ШРУ – ШРЮ

ШРЭ – ШРЕ

ШРЫ – ШРИ

Для многих людей сочетания «ЛРА – ЛРЯ — …» вызывают трудности. Поэтому прорабатывайте их дольше остальных.

 

Стоит отметить, что «Р» в сочетании с шипящими («ЖРА», «ЧРА», «ШРА») ваш язык на звуке «Р» должен заметно вибрировать.

Будет полезным проговаривание и таких словосочетаний:

 

ДАТИДА – ДАТИДЯ

 

ДАТИДО – ДАТИДЁ

 

ДАТИДУ – ДАТИДЮ

 

ДАТИДЫ – ДАТИДИ

 

ДАТИДЭ – ДАТИДЕ

ТАДИТА – ТАДИТЯ

 

ТАДИТО – ДАДИТЁ

 

ТАДИТУ – ДАДИТЮ

 

ТАДИТЫ – ДАДИТИ

 

ТАДИТЭ – ДАДИТЕ

КАГИКА – КАГИКЯ

 

КАГИКО – КАГИКЁ

 

КАГИКУ – КАГИКЮ

 

КАГИКЫ – КАГИКИ

 

КАГИКЭ – КАГИКЕ

ГАКИГА – ГАКИГЯ

 

ГАКИГО – ГАКИГЁ

 

ГАКИГУ – ГАКИГЮ

 

ГАКИГЫ – ГАКИГИ

 

ГАКИГЭ – ГАКИГЕ

ПАБИПА – ПАБИПЯ

 

ПАБИПО – ПАБИПЁ

 

ПАБИПУ – ПАБИПЮ

 

ПАБИПЫ – ПАБИПИ

 

ПАБИПЭ – ПАБИПЕ

БАПИБА – БАПИБЯ

 

БАПИБО – БАПИБЁ

 

БАПИБУ – БАПИБЮ

 

БАПИБЫ – БАПИБИ

 

БАПИБЭ – БАПИБЕ

ДЫДА   ДЫДО   ДЫДУ   ДЫДИ   ДЫДЭ   ДЭДЯ   ДЫДЁ   ДЫДЮ   ДЫДЕ   ДЫДЫ

 

ТЫТА   ТЫТО   ТЫТУ   ТЫТИ   ТЫТЭ   ТЫТЯ   ТЫТЁ   ТЫТЮ   ТЫТЕ   ТЫТЫ

КЫКА   КЫКО   КЫКУ   КЫКИ   КЫКЭ   КЫКЯ   КЫКЁ   КЫКЮ   КЫКЕ   КЫКЫ

 

ГЫГА   ГЫГО   ГЫГУ   ГЫГИ   ГЫГЭ   ГЫГЯ   ГЫГЁ   ГЫГЮ   ГЫГЕ   ГЫГЫ

ПЫПА   ПЫПО   ПЫПУ   ПЫПИ   ПЫПЭ   ПЫПЯ   ПЫПЁ   ПЫПЮ   ПЫПЕ   ПЫПЫ

 

БЫБА   БЫБО   БЫБУ   БЫБИ   БЫБЭ   БЫБЯ   БЫБЁ   БЫБЮ   БЫБЕ   БЫБЫ

Произносите каждое сочетание по 6 раз.

 

Используя такой образец, вы сможете тренировать все остальные согласные. Если вы почувствуете легкость в произнесении звуков – ускорьте темп, добиваясь легкости движения своего языка.

 

Далее переходите к тренировке следующих звукосочетаний:

 

РЛА     РЛО     РЛУ     РЛИ     РЛЭ     РЛЯ     РЛЁ     РЛЮ     РЛЕ     РЛЫ

 

ЛРА     ЛРО     ЛРУ     ЛРИ     ЛРЭ     ЛРЯ     ЛРЁ     ЛРЮ     ЛРЕ     ЛРЫ

 

МФА     МФО   МФУ     МФИ     МФЭ     МФЯ     МФЁ     МФЮ     МФЕ     МФЫ

 

ФМА     ФМО   ФМУ     ФМИ     ФМЭ     ФМЯ     ФМЁ     ФМЮ     ФМЕ     ФМЫ

Каждое сочетание отрабатывается шесть раз.

 

Внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы, делая это упражнение:

 

ДРДА – ДРДЯ

 

ДРДО — ДРДЁ

 

ДРДУ — ДРДЮ

 

ДРДЫ — ДРДИ

 

ДРДЭ – ДРДЕ

 

ДЛДА – ДЛДЯ

 

ДЛДО — ДЛДЁ

 

ДЛДУ — ДЛДЮ

 

ДЛДЫ — ДЛДИ

 

ДЛДЭ – ДЛДЕ

В этом упражнении вы звук «Р» можно заменить любым согласным, который у вас недостаточно чисто произносится. К примеру: «ДТДА» и так далее.

 

По уже известному образцу тренируйте, присоединяя к одной гласной букве четыре согласных. Здесь также «Р» можно заменить другим, проблемы для вас звуком:

 

ДРДРА – ДРДРЯ

ДРДРО – ДРДРЁ

ДРДРУ – ДРДРЮ

ДРДРЫ – ДРДРИ

ДРДРЭ – ДРДРЕ

ДЛДЛА – ДЛДЛЯ

ДЛДЛО – ДЛДЛЁ

ДЛДЛУ – ДЛДЛЮ

ДЛДЛЫ – ДЛДЛИ

ДЛДЛЭ – ДЛДЛЕ

 

Пятую согласную необходимо присоединить к одной гласной в конце сочетания звуков: «ВРВРАР». Но и на последнем «Р» ваш язык по-прежнему должен вибрировать.

 

Следует учесть, что при произнесении «ЛБЛБАЛЬ», язык должен отрываться на последнем «ЛЬ»

 

При «БТТТБА» согласный «Т» используется для развития силы и упругости мышц вашего языка.

 

Когда вы будете тренировать «БТТТБАБ», вам нужно следить за отчетливым звучание всех трех «Т» и последнего согласного. Это упражнения особенно будет полезно для тех, кто имеет привычку как бы «глотать» концы слов.

3. Отчетливое произношение слов, начинающихся с нескольких согласных

 

ВЗВА

 

ВЗРА

 

ФСТКА

 

ФСТРА

 

ФКСТА

Например, в словах встревоженный, взвод, ввоз и всплеск.

Также вы можете добавить любые трудные сочетания согласных звуков к указанным упражнениям. Они помогут преодолеть безучастность голосового аппарата.

10 упр. Для дикции

1 «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Данная статья предназначена для родителей будущих первоклассников. Работа по звукобуквенному анализу слова начинается еще в дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы все дети научились различат...

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Значимость развития дикции и артикуляции, а также подборка различных упражнения, которые можноиспользовать....

Консультация: «Упражнения для развития дикции»

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»​Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.  2. Артику...

Упражнение для дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помим...

Картотека упражнений для дикции

Упреждения для дикции...

Упражнения на дикцию

Развиваем у ребёнка речь и мелкую моторику....

«Упражнения для дикции и развитие артикуляции»

Дикция — важный элемент культуры речи. И каждый понимает, что она должна быть чёткой. Развитие артикуляции и упражнения для дикции — процесс, которым заняться никогда не поздно. Что т...