Периоды речевого становления у детей.
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.
К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.
В 3-4 месяца начинают формироваться избирательное внимание к речи окружающих.Ребенок начинает узнавать голос матери. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся не только разнообразными интонации, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу 4-го месяца младенец воспроизводит многообразие звуков. В этот период развития у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Основания для беспокойства: не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого; недостаточная интонационная выразительность;
однообразное гуляние; отсутствие смеха;
не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
В 7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Малыш не только общается с взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка начинает формироваться предметно-действенные средства общения. В лепете ребенка 6-7 месяцев уже проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмические повторения слогов: эй-йа,ба-ба,а-тять…и т.д.Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп., мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развиваются способности не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.
Основания для беспокойства:
отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета);
невыполнение простых словесных команд; отсутствие подражательных игровых действий.
В 10-12 месяцев. К концу первого года жизни малыш в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и т.д.Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия : "дай" - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.
Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя; отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок произносит все больше и больше осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьируется в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела , выполняют простые инструкции , понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года - 50 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству - изобретаются новые слова. К 3-м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например : "девочка"- дека, "купи"-пику;
из накопленных слов ребенок не строит фразу; отсутствие глаголов и предлогов в речи; грамматическое оформление предложений грубо искажено; наличие межзубных свистящих звуков и боковых шипящих (во время речи кончик языка находится между зубов, обильное слюнотечение); ограниченная подвижность языка наверх (короткая уздечка языка).
В 4 года фразы, произнесенные ребёнком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигнет к 4-м годам 2000 слов.
К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны родного языка, что в значительной мере готовит к овладению чтением.
К концу 5-го года высказывание ребёнка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети пользуются развернутой фразой с предлогом, у них развита связная речь.
К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности ,снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства:
Нарушено звукопроизношение (с, з, ц, сь, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь ,л, ль, к, г,…)
Снижено фонематические восприятие (смешения в речи "саша" - саса, шаша; "железо" - зелезо; "течет" - чечёт…)
Бедный словарный запас;
Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку (овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт…);
Не знает предлогов - в, на, из, … из-за, из-под, неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже и т.д.
Нарушена слоговая структура слова (трудно повторить сложные длинные слова)
Не может связно рассказать о происходящих событиях, составить рассказ по серии картинок, пересказать адаптированную сказку или рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в становлении и развитии речевой функции у детей
Роль семьи в становлении и развитии речевой функции неоспорима.Задача родителей - наполнить жизнь малыша событиями, создающими потребность в говорении.В статье содержится практический маиериал, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-380342-1389468350.jpg)
Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".
Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-299444-1567557872.jpg)
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-598747-1517119828.jpg)
"Наглядные опорные схемы, облегчающие процесс становления связной речи и ускоряющие процесс запоминания и усвоения речевого материала у детей, имеющих речевые нарушения"
Использование наглядных опорных схем для развития связной речи и памяти ребенка - дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-21484-1611294311.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Значение артикуляционной гимнастики для становления речевого аппарата у детей дошкольного возраста».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1448811-1673457357.jpg)
Консультация "Речевые игры,как результат становления речи детей"
В своей работе я представляю вашему вниманию ряд пальчиковых игр по темам недели в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1448811-1673457357.jpg)
"Речевые игры, песенки, стихи, как результат успешного становления речи детей"
Данная консультация будет полезна как для родителей, так и воспитателей. Пальчиковые игры непосредственно связаны с развитием речи ребёнка. Так же их необходимо применять согласно темам недели....