"Наглядные опорные схемы, облегчающие процесс становления связной речи и ускоряющие процесс запоминания и усвоения речевого материала у детей, имеющих речевые нарушения"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Анисова Лариса Федоровна

Использование наглядных опорных схем для развития связной речи и памяти ребенка - дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наглядное моделирование23.58 КБ

Предварительный просмотр:

                             МКДОУ №388 д/с «Малышка»

 «Наглядные опорные схемы, облегчающие процесс становления связной речи и ускоряющие процесс запоминания и усвоения речевого материала у детей, имеющих речевые нарушения».

Воспитатель:
Анисова Лариса Федоровна.

Новосибирск, 2015

        Метод наглядного моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б. Элькониным, Л.А Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребенка развивают с помощью схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слово, предложение. В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А. Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и  ассоциативную память.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одной из таких проблем является обучение рассказыванию. Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа – описание, повествование, рассуждение. Здесь допускается терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование. Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных текстов с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Одним из главных показателей владения родным языком является умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя их существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.

 Хорошо развитая речь позволяет детям полноценно общаться – понятно выражать свои мысли и переживания, договариваться со сверстниками об игре, объяснять собственную позицию, задавать вопросы взрослым об интересующих их предметах и явлениях.

 Успешность обучения в школе также во многом зависит от уровня речевого развития. Различные учебные действия - восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение задать вопрос и дать развернутый ответ, рассуждать на какую-либо тему и др. – требуют владения различными видами монолога.  

 Развитие связной монологической речи является основной задачей обучения дошкольников родному языку.

 Описывая состояние речи детей с её общим недоразвитием, исследователи отмечают значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, пересказе текста, описании предмета или явления. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Наши дети живут в мощном потоке информации: одни с этим справляются, а у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция постоянно растет, поэтому педагоги все чаще начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию – моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.

Наглядное моделирование в дошкольной педагогике называют по-разному:

- Л.С. Выготский – «мнемотехника»

- В. К. Воробьева – «сенсорно – графические схемы»

- Т.А. Ткаченко – «предметно – схематические модели»

- В.П. Глухов – «блоки – квадраты»

- Т.В. Большева – «коллаж»

- Л.Н. Ефименкова – «схема составления рассказа».

Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова. Кроме коммуникативной развивается планируемая функция речи, то есть ребенок способен последовательно и логично выстраивать свои действия и рассказать об этом.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Описания более трудны для детей с общим недоразвитием речи. Дети затрудняются самостоятельно определить главные признаки и свойства предмета. Они не могут установить последовательность изложения, а также удержать в памяти данную последовательность. Наглядные опорные схемы позволяют построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным. По мере приобретения навыка, мера помощи, предоставляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.

В свое время мне очень помогли в работе известные предметно – схематические модели Т. А. Ткаченко, с которых началось мое знакомство с моделированием. Собственноручно изготовленные схемы по темам: «Игрушки», «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Овощи – Фрукты» значительно облегчили составление описательных рассказов детьми. Заметные сдвиги произошли не только в развитии связной речи, но и мышлении, зрительном восприятии и памяти.

В совместной деятельности мы активно используем эти схемы при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок – описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.

Схематичное изображение скороговорок помогает детям сразу же вспоминать текст, что доказывает эффективность положительного воздействия моделей на резервы памяти. Заучивание и произнесение скороговорок, как одной из форм русского фольклора, является едва ли не самым интересным занятием для ребенка.  По мнению Е.И. Тихеевой – «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать». Таким образом, использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. Весь текст скороговорки завуалирован в одной графической картинке, которая дает возможность ребенку припомнить ее и произнести. Скороговорки использую для закрепления произносительной стороны, для развития силы голоса, речевого темпа и ритма.

Следующим этапом поиска средств, которые смогли бы помочь детям запоминать стихотворные тексты, была мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В идеальном варианте необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а затем – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение смысловых звеньев литературного произведения либо изучаемых событий. Главное, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Но на практике оказалось, что дети с речевой патологией, в особенности с ОНР, забывали трактовку того или иного символа, поэтому при кодировании стихотворных строчек я использовала картинку – максимально, а символы – минимально. Так речевым детям было проще и понятнее. Трудность запоминания заключалась еще и в том, что в данном случае нужно запомнить целую фразу с определенной лексикой. В определенном порядке, который нельзя изменить.  Перед тем, как обратиться к таблице с закодированным стихотворением, необходимо провести небольшую предварительную работу: прочесть стихотворение в соответствующем месте и в соответствующей обстановке; придумать мелодию и пропеть его, разыграть в виде мини – сценки или пальчиковой игры. Затем предложить детям нарисовать (закодировать) строчки стихотворения самостоятельно и прочесть по ним сам текст. Наконец переходим к большой мнемотаблице и сравниваем коды и рисунки, произнося строчки стихотворения. Обычно достаточно 2-3 повторений по таблице и стихотворение уже в памяти ребенка. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике таким ключом как раз являются мнемотехнические методы и приемы, наглядные схемы, моделирование, которые повышают эффективность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. С опорой на картинку или символ ребенку легче научиться работать с памятью, добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что наглядные опорные схемы стимулируют исследовательские способности детей, помогают выделять существенные признаки предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к изучаемому предмету, закреплять результаты в наглядном виде. Кроме речевых функций, совершенствуются и психические: мышление, внимание, память, восприятие и воображение.

 Содержание работы:

1.Методологическая основа наглядного моделирования.

2.Владение родным языком – один из факторов успешного обучения в школе.

3.Методы обучения дошкольников рассказыванию.

4.Использование скороговорок для совершенствования речи детей.

5.Мнемотехнические приемы запоминания и воспроизведения стихотворных текстов.

6.Выводы.

7. Приложение (Альбом «Наглядное моделирование развивает речь»)

Литература:

1.Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию»

«Дошкольное воспитание» №3/1982г.

2.Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»

«Дошкольное воспитание» №10/1990г.

3.Омельченко Л.В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

«Логопед» «4/2008г.

4.Полянская Т.Б. «использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Спб, 2009г.

5.Широких Т.Д. «Учим стихи – развиваем память»

«Ребенок в детском саду» №2/2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения

средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"

В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....

Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда  с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...

Использование приёмов самомассажа кистей и пальцев рук у детей, имеющих речевые нарушения.

Описаны некоторые приёмы самомассажа кистей и пальцев рук, с использованием различных предметов и сопровождающиейся стихотворным текстом....

Формирование речи, мыслительных умений и творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у детей, имеющих речевые нарушения

Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи  имеет особенности, которые определяют  содержание и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Специфика музыкальной работы с детьми ...

Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений «Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».

Данный мастер-класс направлен на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей старшегот дошкольного возраста...