Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"
консультация (младшая группа)

Бакшеева Любовь Владимировна

В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_melkoy_motoriki_ruk.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных  движений  руки у детей, имеющих речевые нарушения,  оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложнокоординированных  движений руки можно дать следующие рекомендации:

- поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

- выполнение упражнений должно быть регулярным.

- занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

- время выполнения упражнения не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры и другие развивающие занятия.

- нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

- очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

- ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом  выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты шофер, а это фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».

- повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры:

«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует правой рукой.

«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у нег небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Шаловливый котенок». Заранее разматываются клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

« На морском берегу». Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцем натянуть круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

«Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» - мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников....

Мастер-класс для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Расширить знания родителей о строении артикуляционного аппарата и взаимосвязи его с мелкой моторикой пальцев рук. Познакомить и обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата и ...

Логопедический проект «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное  оборудование....

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Проект в подготовительной группе комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.  Чаще всего речевые нарушения влияют на общее развитие ребе...