Логопедический проект «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
проект по логопедии

Борзова Ирина Николаевна

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное  оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopeda_melkaya_motorika.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Актуальность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Учёными (В. М. Бехтерев, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) доказано, что с анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. 

Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное  оборудование.

Задачи проекта

  • Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
  • Активизировать  мышцы кистей и пальцев  рук их тактильную чувствительность с помощью самомассажа с нестандартным оборудованием
  •  Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов посредством  укрепления мелкой моторики пальцев рук.

Тип проекта

  • По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный.
  • По продолжительности – краткосрочный.
  • По самостоятельности – под руководством учителя-логопеда.

Участники проекта

  • Дети с речевыми нарушениями, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта

Организационный этап

Мероприятия

  1. Выбор темы проекта и его разработка.
  2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
  3. Подбор методического материала по заявленной теме.
  4. Разработка консультаций и буклетов для родителей.

Практический этап 

Мероприятия

  1. Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.
  2. Использование Су-Джок терапии на индивидуальных занятиях.
  3. Использование сухого бассейна.
  4. Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.
  5. Использование элементов самомассажа с нетрадиционным оборудованием

( шишки, бигуди, зубные щетки, грецкие орехи и т. д.) на индивидуальных занятиях.

  1. Разработка рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики и проведению пальчиковой гимнастики с детьми.

Заключительный  этап 

Мероприятия

Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.

Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Фотоматериалы о результативности проектной деятельности.