Статья "Приёмы развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями"
статья по коррекционной педагогике на тему

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвского городского округа

Статья из опыта работы

«Приёмы развития мелкой моторики

у детей с речевыми нарушениями»

подготовила

Голубева Светлана Дмитриевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Киселёвск, 2013


Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

В моей группе есть семь детей с общим недоразвитием речи, именно поэтому эта тема так заинтересовала меня. Для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим его речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учеными (Т.Н. Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко и др.) было доказано, что систематичная, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизиологической сфере ребенка. Стала искать пути решения этой проблемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Поняла, для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др. Много из чего и так предусмотрено программой воспитания в д/с. Но одних занятий мало, нужно занимать детей в свободное время.

Во время индивидуальных и подгрупповых занятий использовала разнообразный дидактический материал: «Гремящие коробочки», «Волшебные мешочки», «Сухой бассейн», счетные палочки, «Бусы для мамы», «Выложи узор», «Найди заплатку», «Разрезные картинки» и др. Однако наибольший интерес у детей вызвала работа с бисером и деревянными дощечками. Опыт организации таких видов деятельности опишу подробнее.

Пособие «Деревянные дощечки» изготовила, используя подручный материал. Для этого мне понадобилась деревянная дощечка 18х18 см и 25 разноцветных фигурных кнопок, которые располагались в 5 рядов на расстоянии приблизительно 3 см друг от друга, а также набор разноцветных резинок, которые я натянула на кнопки.

Затем, разработала систему занятий по развитию мелкой моторики с использованием деревянных дощечек. Такую работу я рекомендую начинать со второй младшей группы. Сначала познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат; с пространственными направлениями: справа, слева, вверху, внизу; с понятиями «большой», «маленький; с основными цветами: красный, синий, зеленый, желтый. В процессе такой работы дети были увлечены, мне стало легче их организовывать во время занятий и в свободное время. Кроме того, дети 3-4 лет стали способны сначала при моей помощи, а затем сами создавать такие изображения, как домик, флажок, квадрат, гриб, несложные узоры. Видя такие положительные результаты работу с использованием деревянных дощечек буду продолжать и в средней группе, целенаправленно развивая мелкую моторику.

Перед собой ставлю следующие задачи:

  • закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • знакомить детей с величиной: длинный – короткий, высокий – низкий;
  • развивать ориентировку в пространстве: слева – справа, посередине;
  • ввести дополнительные цвета: черный, белый.

В работе с деревянными дощечками буду проводить такие упражнения, как «Давайте отгадаем», «Будь внимателен», «Хлопни в ладоши», «Подскажи словечко», «Живые буквы», «Кто скорее выложит узор?», «Один – много», «Большой – маленький», «Веселый счет», «Узнай по описанию» и др.

Не меньший интерес вызвала у ребят и работа с крупным бисером.

По желанию ребенка крупный бисер и бусинки, словно элементы конструктора, превращаются в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для их маленьких и неумелых рук. А главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Мелкий бисер по программе не разрешается в этой возрастной группе, поэтому нашла крупный разного размера и цвета, который идеально подошел для осуществления моей цели.

Рассматривая бусы, браслеты, сплетенные из бисера своими руками, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе и маме. Бисер привлек детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

В начале и конце года провела диагностику сенсорного развития детей. Сравнила полученные данные и увидела, что благодаря таким занятиям у детей произошло развитие восприятия формы, величины, цвета. За время систематической работы в данном направлении у детей заметно увеличился объем памяти, внимание стало более устойчивым, повысилась его концентрация, активно стало развиваться творческое воображение, уменьшилась гипервозбудимость, исчезла мышечная слабость пальцев рук. Эти занятия способствовали развитию слухового внимания, зрительного восприятия, общей и мелкой моторики. По мере развития мелкой моторики у всех детей отмечаются и качественные изменения в речи: словарь обогатился существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами; совершенствовался грамматический строй речи (уменьшительно-ласкательные суффиксы), дети стали употреблять слова, изменяя их в роде, числе и падеже; активно развивается связная речь.

Список литературы

  1. Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. [Текст] /В.Н. Аванесова, М.: Просвещение, 2004. – С. 1-10.
  2. Венгер А.А., Венгер Н.Б., Тимогина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] /А.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Тимогина, М.: Просвещение, 2007. – С. 7-13.
  3. Герасимов Н. Особенности организации развивающей среды во второй возрастной группе детского сада. [Текст] /Н. Герасимов // ж-л «Дошкольная педагогика», 2001. - № 10, С. 38-39.
  4. Григорьева С.М. Игры и развивающие пособия, которые можно сделать своими руками. [Текст] / С.М. Григорьева //ж-л «Дошкольная педагогика», 2004. - № 5, 6.
  5. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики. [Текст] / Е. Никитина // ж-л «Обруч», 2006. - №2, С. 28-30.
  6. Полякова Н.М. Об особенностях развивающей среды для второй младшей группы. [Текст] /Н.М. Полякова //Н.М. Полякова// ж-л «Дошкольная педагогика», 2004. - № 12, С. 7-8.
  7. Рыжова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. [Текст] /Н.В. Рыжова// ж-л «Дошкольная педагогика», 2009. - № 3, С. 44.
  8. Саво И.Л. Советы родителям «Наши пальчики играют». [Текст] /И.Л. Саво// ж-л «Дошкольная педагогика», 2006. - № 1, 2, С. 67.
  9. Титова И.Г. Коррекция мелкой моторики через работу с бисером. [Текст] /И.Г. Титова // ж-л «Дошкольная педагогика», 2008. - № 8, С. 38-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладев...

Логопедический проект «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное  оборудование....

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Проект в подготовительной группе комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.  Чаще всего речевые нарушения влияют на общее развитие ребе...