Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Шванева Светлана Николаевна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. Занятия по развитию мелкой моторики являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Наблюдая за деятельностью воспитанников в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности, мною было выявлено следующее:

- дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, шнуровать ботинки;

- им трудно собрать мелкие детали конструктора и мозаики;

- не могут скатать из пластилина «шар»«колбаску»;

- не умеют пользоваться ножницами;

- во время простых игр с пальчиками испытывают значительные трудности в сгибании и разгибании пальцев. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребенок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие;

- прослеживалась быстрая утомляемость детей, они часто чувствовали себя несостоятельными в элементарных действиях, а это влияло на их эмоциональное благополучие и самооценку.

На собрании я поделилась с родителями воспитанников этой информацией и выяснила, что мамам известна эта проблема, но они не знают, какие упражнения нужно выполнять с детьми для развития мелкой моторики пальцев рук.

Я рассказала им, что работу по развитию движений пальцев и кисти рук со своими воспитанниками провожу ежедневно, начиная с пальчиковой гимнастики в сопровождении стихов и потешек, самомассажа при помощи пружинок, массажных ковриков, шнурочков и других предметов.

Далее были предложены игры с нестандартным оборудованием, после выполнения которых мамы сделали вывод, что для развития мелкой моторики не обязательно покупать дорогостоящие игры, достаточно проявить фантазию и желание.

Например, благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как:

- нанизывание на шнурок бусин, самодельных трубочек, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек;

- наматывание разноцветных ниток на катушки.

- сортировка мелких предметов, которая полезна тем, что ребенок двумя пальцами (указательным и большим) захватывает, как пинцетом, крупу по одной штучке, а остальные пальчики согнуты. Для этого в коробке перемешать бусины, ракушки, шишки, пуговицы и попросить ребенка помочь рассортировать все предметы по маленьким баночкам. Важно научить ребенка одной рукой держать баночку, а другой – брать предметы по одной детали. В конце можно предложить закрыть баночку крышкой, закрутив её.

- перед рисованием предложить ребенку сначала покатать карандаш по столу ладонью, потом между ладонями, покрутить между пальцами.

- игры с разными конструкторами. Важно, чтобы они были с разным принципом соединения деталей.

- выкладывание дорожки для любимой игрушки, речки для рыбок, мостика для котенка из мелких камушков и ракушек.

- украшение теста изюмом перед выпечкой печенья.

- разминание обеими руками пластилина, лепка «колбасок»«шаров»«колечек» и других деталей, проведение лепки с использованием семян подсолнуха, косточек вишни, тыквы, скорлупы кедрового ореха и др. Например, путем вдавливания семян в пластилин, можно создать картину или панно, украсить вазу.

упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая «шарики»«дорожки» и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию. Белые полоски могут изображать облака, снег, а синие – небо, речку. Сминание бумаги развивает силу рук. С получившимися шариками можно провести игру «Попади в цель».

- своевременное овладение навыками самообслуживания: застегивания молний, пуговиц, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков на платке, фартуке.

- посильное участие в домашних делах: сервировке стола, мытье игрушек. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей тренировкой для пальцев рук.

развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие.

- выкладывание фигурок из счетных палочек или из спичек.

Далее в практической части родителям были предложены пособия и дидактические игры, сделанные своими руками.

Материал для упражнений на развитие мелкой моторики.

Волшебные коврики, мешочки с сюрпризом, разноцветная гусеница, волшебный веер, массажные дорожки, набор разноцветных крышечек.

Дидактические игры: "Снеговики с сюрпризом", "Зоопарк на прищепках", "Веселая гусеница", "Волшебные крышечки".

Дидактическая игра "Дорисуй прищепками".

Дидактические игры "Собери урожай яблок", "На лесной полянке", "Ученая сова"

Дидактическая игра "Дорисуй шнурочками".

Дидактическая игра "Собери букет".

Дидактическая игра "Мухоморчики".

Дидактическая игра "Мишкин бочонок"

Дидактическая игра "Заштопай одежду".

Дидактическая игра "Собери бусы"

Дидактическая игра "Бабочки".

Дидактическая игра "Угадай, какое варенье".

Дидактическая игра "Угадай, с какой начинкой конфета".

Дидактическая игра "Оранжевое лето".

Дидактическая игра "Цветные автомобили".

Дидактическая игра "Собери картинки".

Дидактическая игра "Звуковые часы".

Дидактическая игра "Юный дизайнер".

Дидактическая игра "Вставь фигуру".

  

Дидактическая игра "Засели домики".

Дидактическая игра "Дорисуй прищепками".

Дидактическое упражнение "Сухой бассейн".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...