Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кондрашова Юлия Викторовна

Представлен творческий отче по теме самообразования с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 1

        Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование ипликатора Кузнецова.

Слайд 2. Развития мелкой моторики рук имеет научное обоснование

  1. Отечественный физиолог В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
  2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Слайд 3 Актуальность

        Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Слайд 4 Цель

        Создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе

Слайд 5 Задачи

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
  3. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, ориентация на примере собственного тела.
  4. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.

Слайд 6 Этапы работы

  1. Изучение  психолого-педагогических основ развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, изучение существующего опыта (методики, технологии и т.п.)
  2. Проведение диагностики мелкой моторики, обработка первичных данных, определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка на момент обследования, анализ диагностики.
  3. Разработка и проведение  практических мероприятий
  4. Анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической

Слайд 7

Останавлюсь на некоторых приемах развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождениям.

 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Этот вид деятельности самый распространенный и используется, как часть интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Речевой материал постоянно обновляется.

Слайд 8 Игры с различным материалом

Прищепки (солнышко, цветок, елочка, действия с прищепками сочетаем непосредственно с речевой деятельностью), фасоль (игра ЗОЛУШКА,отделяем белую от красной фасоли, выкладывание простых фигур, закрепляем пройденные буквы, выкладывая их из фасоли, орешки по другому можно назвать пальчиковый бассейн, можно просто погружать руки, можно прятать в орешки разные мелкие фигурки и с закрытыми глазами отыскивать их)

Слайд 9 Су-Джок терапия

Одним из видов массажа рук и пальцев является Су – Джок терапия – последнее достижение Восточной медицины. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, самомассажа существующим в наше время.

          Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок и его пружинок. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм,  но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг,  развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов,  способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного  мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.    

Слайд 10  Использование Иппликатора Кузнецова

Иппликатор Кузнецова я использую как элемент самомассажа кистей рук. Процесс коррекции звукопроизношения, развитие чётких артикуляционных движений наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова, который усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме.

Слайд 11 Ниткография

        Известно, что при низком уровне развития мелкой моторики, страдают графические навыки. Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенных вязальных ниток на бархатной бумаге.Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь, используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам.

Слайд 12 Организация и методика работы с детьми

  1. как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
  2. во время совместной деятельности учителя-логопеда с детьми (индивидуально)
  3. в свободной самостоятельной деятельности.

       Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

 Слайд 13 Организация работы с семьей

        Работа семьёй включает:

  1. Формирование у родителей мотивации к работе с детьми - индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных.
  2. Участие родителей в практикумах, мастер-классах, где они знакомятся с методами и приёмами работы.

Слайд 14 Анализ результатов деятельности

Слайд 15 Сравнительный анализ развития мелкой моторики рук за два года         

Слайд 16 Каких результатов удалось достичь

           Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

  1. совершенствованию мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
  2. совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
  3. совершенствованию активной речи, словарного запаса;
  4. совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  5. совершенствованию навыков учебной деятельности.

Слайд 17 Спасибо за внимание

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...