Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Ахаминова Татьяна Лекмановна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»,

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

 

Тема носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша». Эта тема актуальна в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Развитие логического мышления – длительный и сложный процесс. Начинать этот процесс следует уже в дошкольном детстве. Формирование мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Речь служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. В познавательной деятельности дошкольника особая роль принадлежит восприятию. Развитое восприятие, в свою очередь, является фундаментом мышления. Таким образом, три понятия: восприятие, мышление и речь, тесно связаны между собой и должны развиваться одновременно.

Считаю, что наиболее эффективным дидактическим материалом, дающим возможность формировать в комплексе восприятие, мышление и речь дошкольника, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

В процессе игр решаются задачи по развитию речи детей. Расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи.

У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным, с именем прилагательным. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Проводимые игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. Таким образом реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи; и все это в соответствии с эталоном звукопроизношения в зависимости от этапа звукопостановки.

В результате этого у детей наблюдается увеличение объема памяти, уровня восприятия, уровня речевого развития: расширяется словарный запас; дети учатся правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. У детей наблюдается высокий уровень мыслительных способностей, они меньше уделяют времени на выполнение игровых упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_po_denesha.docx372.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала

 «Логические блоки Дьенеша».

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Обогащать лексический запас, развивая навыки активной речи.  Пример лексического материала (по сказке «Теремок»): звукоподражания ква-ква, пи-пи, прыг-прыг, тяф-тяф,у-у, э-э. Активизировать глагольный словарь: стоит, бежит, идет.

Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.  Развивать навык порядкового счёта в пределах 5.

Коррекционно – воспитательные: Воспитание сенсорной культуры.

Материалы: блоки Дьенеша, карточки с изображением геометрических фигур, деревянные модели персонажей и декорации к сказке «Теремок».

Ход занятия.

1. Здравствуй!

- Посмотри сколько зверей к нам сегодня пришло в гости.

(на столе выставлены: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.)

- Давай вместе с тобой вспомним как эти звери звуки произносят.

- Как мышка пищит? (пи-пи)

- Как лягушка квакает? (ква-ква)

- Как зайчик прыгает? (прыг-прыг)

- Как лисичка кричит? (тяф-тяф)

- Как волк воет? (у-у-у)

- Как медведь ревет? (э-э-э)

2. Рассказывание сказки «Теремок» логопедом с помощью деревянных моделей персонажей и декорации.

-Сейчас я тебе расскажу сказку, в которой все звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».

3. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка.

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

4. Беседа по сказке.

- Как называется сказка? («Теремок»)

- Какие звери поселились в теремке? (ответы ребенка)

- Как они просились в теремок с какими словами? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

- В сказке у каждого зверя есть прозвище, давай их вспомним. (беру зверей в руки по одному, в соответсвии с последовательностью в сказке)

- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,

волчок- серый бочок, медведь косолапый.

- А кто же сломал теремок? (медведь)

- Не помочь ли героям построить новый терем?

5. Игра «Узнай фигуру на ощупь». В мешочек помещаются части квадрата или круга. На ощупь определить часть какой фигуры находится в мешочке.

- Чтобы помочь построить теремок, нам нужно найти подходящие фигуры.

Игра «Я работаю волшебником» (конструирование из фигур). Накладываем соответствующие части фигур на изображение домика.

 Игра – «Теремок» с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» ребенок выкладывает героев, называет их.

- Давай сосчитаем, сколько в тереме этажей. («Заселяем» первый этаж. Аналогично заселяем второй этаж).

- Сколько «жильцов» на первом этаже? Сколько на втором?

Игра «Кто ушёл гулять». Ребенок поворачивается спиной к логопеду. Убираем одно из изображений животных. Ребенок должен отгадать, кого нет.

6. Итог.

- В какую сказку мы с тобой сегодня играли? Как она называется? (Теремок)

- Какие звери жили в теремке?

C:\Users\Tatyana\Desktop\P1030569.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....