Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Голикова Елена Александровна

    Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx22.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

    На протяжении дошкольного детства ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, развитие творческих способностей, фантазии и др. При этом особое значение имеет развитие логического мышления (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).

    Логика - древнегреческое слово. В современном языке обозначает речь, мысль, слово, решение, порядок, правило, число, определение, основание, разум, счетное искусство, рассуждение. Основателем является Аристотель.

    Развитое логическое мышление позволяет ребенку выходить за рамки непосредственного познания и приобретать обобщенные и отвлеченные знания. Процесс «думанья» становится одним из самых привлекательных процессов.

    В основе логико-понятийного развития лежат три существенных фактора мышления: классификация, сериация, понятие о сохранении.

    Классификация вынуждает ребенка думать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. В 4-5 лет ребенок способен классифицировать по таким объективным данным, как цвет, форма. Он все больше использует общие признаки для группировок и может также разделять группы на соответствующие подгруппы, например понятие «животные» на подвиды - «собака», «рыба» и т.д.

    Сериация касается выявления и упорядочения различий, например большой - больше - самый большой и т.д. При этом ребенок должен устанавливать двойную зависимость между объектами (или ситуациями, или действиями), а именно сравнивать предметы с каждым другим и затем определять его местоположение в ряду.

    Понятие о сохранении или постоянстве требует осознания того факта, что определенные свойства (например, цвет, форма, количество, вес и т.д.) не меняются, несмотря на изменяющиеся условия их восприятия.

    Пример: 

    - Количество пальцев равно 10 и тогда, когда руки сжаты в кулак, и тогда, когда пальцы растопырены.

    - 1кг пуха весит столько же, сколько 1кг железа.

    Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации развиваются в процессе конкретных взаимосвязанных действий и образуют более общую схему у всех детей примерно в одном и том же возрасте, между пятым и восьмым годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

    В дошкольном возрасте с целью развития логического мышления детей на занятиях по математике я использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Их назначение состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры и др. В ходе занятия они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения.

    Пример:

    1. Какое число надо поставить в пустую клетку?

    1

    3

    4

    5

    6

    2. Которая из геометрических фигур лишняя и почему?

            В работе с детьми я использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

            Пример:

    1. Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного  сопоставления надо найти несколько отличий.

    2. Найди 2 одинаковых предмета.

    3. Лабиринты.

    4. Продолжить ряд изображений, сохраняя закономерность в следовании предметов.

         и другие.

            Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

            На занятиях по математике, с целью развития логического мышления, я использую дидактические игры.

    Игра - основное и любимое занятие детей. В игре часто сложное становится доступным. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность детей, обеспечивают решение задач, которое связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать.

            Пример:

    1. Д/и «Что сначала, что потом?»

    Задача: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

    2. Д/и «какой предмет?»

    Задача: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма).

            Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

            С помощью правильно подобранных игр дети учатся сравнивать предметы, классифицировать по цвету, форме, величине, определять последовательность событий, ориентироваться в пространстве, обобщать и т.д.

            Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы.

            Я подбираю загадки математического содержания, в которых анализируется предмет с количественной, пространственной, временно точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

    Например:

    1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

    2. В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима)

            Для решения задач-шуток надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.

            Например:

    1. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола)

    2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца) и т.д.

            На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, смене деятельности, занимательны задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

            Так, методически правильно подобранный (материал) и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.