Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления для детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Светлана Михайловна Жижина

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. В развитии логики у детей незаменимым помощником является игра!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logicheskoe_myshlenie.docx262.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Игры для развития логического мышления

для детей младшего дошкольного возраста»

https://i.posleurokov.ru/resize/600/-/12395/514fd38c71ba2e2e3084df64e37faaf8.png

Игры для развития логического мышления

для детей младшего дошкольного возраста

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.  То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Целью развития логического мышления является формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольника.

Логическое мышление развивает у детей самостоятельность,  способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности  и  конструируются на основе современного взгляда на развитие способностей ребенка.

В развитии логики у детей незаменимым помощником является игра! Ведь только то, что интересно и весело запоминается лучше всего. Играть можно во время поездки, или просто идя по улице по дороге в детский сад.  Например: «А что дальше?». Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Или: «Вечером солнце заходит, а утром…», или «Дождь траву намочил, а солнышко…». Эти игры развивают сообразительность и смекалку, тренируют ассоциативное мышление и наблюдательность, способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина

Здесь необходимо ориентироваться в 6 цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий); различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Знание основных геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Умение подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы.

Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить  4-5 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания; назвать основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота).

«Оденем кукол» 

Дайте ребёнку две куклы (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье – большой кукле, маленькое – маленькой, большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой». Чтобы усложнить задание, достаточно сделать три куклы.

«Сверни ленту»

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

«Игрушки» 

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем – чем отличаются друг от друга. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. Если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

«Найди такой же» 

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и конечно же делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая, так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным; наглядно-образным; логическим.

«Магазин» 

Пошлите ребёнка в «магазин». Начинайте с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и т.д.

Игры на развитие логики и мышления детей можно проводить каждый день, между делом, на ходу. Даже самая простая, на Ваш взгляд, игра поможет сделать Вашему малышу очередной большой шаг в мире его открытий!

Составил: воспитатель Жижина С.М.

Интернет – источники

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/03/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-logicheskogo
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/03/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-logicheskogo

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют реч...

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр» .

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребёнка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Ос...

Консультация для родителей на тему " Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка огромную роль играют взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду....

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...