Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр» .
    консультация (младшая группа)

    Милкина Марина Валериевна

    Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребёнка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых накопление разнообразного сенсорпного опыта. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Вот почему важно вести постоянную работу по развитию сенсорных способностей ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_tem1.docx17.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр» .

    Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия –зрительного, тактильно –двигательного, слухового.

    Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь  теперь  является  для  них  регулятором  поведения.  Активная  речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

    С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов –цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

    Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем  детстве  трудно  переоценить,  именно  этот  период  наиболее благоприятен  для  совершенствования  деятельности  органов  чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Деятельность  детей  носит  характер  предметной  деятельности.  Они постоянно  обследуют  предметы,  исследуя  их  свойства.  Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

    В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя  определённые  действия,  дети  могут  следовать  словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под  контролем  глаза –это  открывает  новые  возможности  при  выборе дидактического материала.

        Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова –названия цвета.

    Усвоив  обобщающее  слово,  обозначающеепризнак  предмета,  дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо  развивать  чувствительность  пальцев,  которая  обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость –твёрдость, форма, вес (лёгкий –тяжёлый, температура (холодный –горячий –тёплый, особенность поверхности (гладкий –шершавый).

    Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по  развитию  тактильного  восприятия  значительно  активизируются познавательные  процессы  детей,  расширяется  их  активный  и  пассивный словарь.

    Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко»,«Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

    Пальчиковые  игры  («Сорока –белобока»,  «Семья»,  «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают  налаживать  коммуникативные  отношения  на  уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.  Соединение  «слово –палец»  наилучшим  образом  способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

     Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем -то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

    Игры на выкладывание (пазлы, кубики –картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука –глаз»,  развивают  воображение;обогащают  словарный  запас; совершенствуется зрительное восприятие.

    В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры, бизиборды, игры – вкладыши, пирамидки и др.).

    Эти игры выполняют следующие функции:

    *развивают мелкую моторику рук;

    *развивают  пространственное  ориентирование,  способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

    *формируют навыки шнуровки;

    *способствуют развитию речи;

    *развивают творческие способности.

    Обязательно играйте в такие игры с детьми как можно чаще. Дети с большим интересом играют в них и гармонично развиваются во время игры. Желаем  удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"

    Педагогическая целесообразность моей работы заключается в изучении содержания различных дидактических игр и упражнений, в которых  вариативность и многофункциональность, а также применение их на ...

    Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

    Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

    Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

    В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют реч...

    Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

    Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

    Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

    Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

    Консультация для родителей на тему: « Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте».

    Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически ...