«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»
консультация (младшая группа) на тему
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности " В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1 «Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»
Слайд 2
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности »
В.А.Сухомлинский.
«Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей
активности его собственной мысли».
А.С. Выгодский
Слайд 3
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.
Главная цель образования на этапе дошкольного детства - создание условий и подготовка детей к непрерывному саморазвитию. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Развитие логического мышления является одной из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей 3-4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование некоторых приёмов умственной деятельности: умение анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, отбирать способы решения, делать обобщения, оценивать результат – одна из существенных предпосылок овладения необходимыми формами логического мышления без которых невозможно усвоение знаний в процессе школьного обучения.
Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме. Игра - естественный способ развития ребёнка. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми. Только в игре ребёнок радостно и легко, как цветок под солнцем раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности.
Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствует развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления. У детей улучшается память, умение рассуждать, думать.
Подготавливаем (игры, карточки, таблицы, картинки и т.д.) для проведения игр с детьми 3-4 лет в различных направлениях и областях воспитательной работы.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации, плакаты, и пазлы. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве, отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Первые логические игры. Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх. Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года. Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры. Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Д/и «Оденем куклу на прогулку»», целью которого было: учить различать и правильно называть времена года, устанавливать причинно-следственные связи, показывать и называть заданное количество предметов, развивать логическое мышление, внимание, активность.
Дидактические игры: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», « Кто быстрее» и т.д.В результате изучения темы: «Развитие логического мышления через развивающие игры и упражнения у детей младшей группы» сделала следующие выводы, что работа по развитию логического мышления у детей 3-4 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, утренний прием (одевание-раздевание), завтрак, обед и т.п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
В работе раскрывается дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...
Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».
Актуальность исследования. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представля...
Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
laquo;Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...
"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....
«Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развит...