"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Зубко Наталья Викторовна

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Этапы развития мышления вы видите на слайдах

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

Поэтому главной целью моей работы стало: формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Перед собой поставила следующие задачи: которые вы видите на слайдах

  • Всесторонне развивать: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь
  • Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление
  • Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
  • Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от нас зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость.

В своей работе, я использую различные игры и упражнения на развитие логического мышления:  

  • Математические игры.   
  • Пособия из серии «Путешествие в мир природы и развитие речи». Дети получают сведения о растительном, животном мире. Внешний вид, место в природе, полезные свойства, почувствовать красоту родной природы. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала, игры: «Четвертый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать». 
  • Наблюдения, экскурсии,  где также используется упражнения на развитие логического мышления. Отвечая на вопрос, ребенок учится находить и доказывать, обсуждать, закрепляя пройденный материал, обогащая новыми сведениями. «Угадай по кусочку. (Все и его части)», «Что общего у цветка и дерева», «Изучение паутины». 
  • Экспериментирование.  Дети с удовольствием проводят исследования, эксперименты. «Что такое величина и форма», «Что такое вес? (Что тяжелее?)», «Догадайся», «Можно ли носить воду в решете?», «Волшебный мешочек» и другие. 
  • Конструирование -  по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам. Такая работа дает больше возможности для умственной активности детей. Они соотносят плоскостное изображение с объемными формами. Работают с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».  
  • Загадки -  развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения.  
  • Лабиринты. Развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить. 
  • Логические  задачи. Развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. 
  • Занимательные задачи.  Способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения 
  • Игры на развития логического мышления. Например игры: «Найди-ка», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Магазин», «Как исправить ошибку?» 
  • Дидактические игры. Развиваются умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Например д\и «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду». «Что изменилось». «Чем отличаются». «По какому признаку можно разбить фигуры на группы». «Найди и назови».  
  • Кубики «Сложи узор», головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания («Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), конструкторы и мозаики. 
  • Задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы.  

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка среднего дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

Работая над темой «Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения», я постаралась показать значимость развития логического мышления.

Результат проделанной работы показал положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на знакомство с различными играми  и упражнениями  по математике и т.д. Выросли   умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие, умение рассуждать, делать умозаключения, проводить аналогию между разными предметами. Большинство детей научились работать в парах, подгруппах,  проявлять доброжелательное отношения к  сверстнику, выслушать, помогать по необходимости. Дети свободно играют в дидактические игры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»

«Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, ...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

laquo;Развитие логического мышления у детей  младшего дошкольного возраста  через дидактические игры»...

«Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развит...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

План по самообразованию "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

План по самообразованию Адамовой Е.В. на 2023г учебный год "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...