«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ». 2023 – 2024 г.
материал

Иванова Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка

Современный окружающий ребёнка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».

2023 – 2024 г.

Воспитателя: Н. Г. Ивановой


 Пояснительная записка

Современный окружающий ребёнка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. По мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления,  воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»

Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной логики в среднем дошкольном возрасте.

         Задачи: 

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей среднего дошкольного возраста.

3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников – картотеки логических игр и упражнений.

4. Повысить компетентность родителей в вопросах развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через  игровые упражнения».

Для детей

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, логическое мышление, любознательность, наблюдательность детей.

Актуальность темы:

      В наше время необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

     Поэтому я решила, что логическое развитие детей необходимо начинать со среднего возраста.

      Этот период - важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. В  возрасте  4-5 лет происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

 Необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (пазлы из 12—24 частей); серия  игр по разным свойствам. 

            С этой целью я решила  создать  в группе центр «Обучайка» - место, где подобраны игры и материалы, познавать которые можно в различных видах деятельности, познакомить родителей с некоторыми логическими играми. Я надеюсь, что создание развивающей среды в группе и использование её в работе, поможет мне справиться с  поставленной задачей.

План работы на год по самообразованию.

Раздел

Содержание работы

Сроки

Изучение методической

литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Михеева Е.В. «Теория и технология развития логического мышления дошкольников».

3.Елкина Н.В,  Тарабарина Т.И.  «1000 загадок» З.А.

4. Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников».

5. Федиенко  В.В. «Развиваем мышление и память легко».

6. Интернет-ресурсы.

Сентябрь - май

Работа с детьми

1. Оформить в группе центра «Обучайка» по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.  

2. Создание картотеки игр по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

3. Создание игр по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.    

Сентябрь

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать внимание, учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Игра: «Разложи предметы»

Цель: формировать умение выполнять классификацию предметов.

Октябрь

Игра «Потерявшаяся игрушка»

Цель: развивать память и внимание, умение сосредотачиваться.

Игра: «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Ноябрь

Создание картотеки  рассказы - загадки.

Рассказы загадки «Что было ночью?», «Дождливая погода», «Не покатались»

Декабрь

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

Игра «Что перепутал художник»

Цель: Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

Январь

Игра: «Разложи предметы»

Цель: формировать умение выполнять классификацию предметов.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Февраль

Создание картотеки «Фигурки из счетных палочек»

Игра «Фигурки из четных палочек» 

Цель: Формирование умений и навыков конструирования из палочек, развитие сенсорных способностей детей, мелкой моторики рук.

Игра «Продолжи ряд».

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости последовательно.

Март

Игра «Недостающая пара»

Цель: развивать мышление.

Игра «Кто внимательный»

Цель: развитие зрительного внимания.

Апрель

Игра «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Игра на визуализацию «На что это похоже?»

Цель: развитие асоциального мышления.

Мониторинг развития мышления у детей в возрасте от 4 до 5 лет

Май

Работа с родителями

 Консультация «Развитие логического мышления у детей»

Сентябрь

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома».

Октябрь

Консультация «Развиваем внимание и память детей»

Ноябрь

Консультация «Задачи рассказы - сказки»

Декабрь

Выставка «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома».

Январь

Консультация «Задачи в стихах»

Февраль

Консультация «Игры со счетными палочками»

Март

Консультация «Задачи на сообразительность»

Апрель

Консультация «Логические задачи на поиск скрытого»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....