НОД по формированию элементарных математических представлений (развитие логического мышления) для детей среднего дошкольного возраста группы «Солнышко» «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Меетодическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx132.07 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

Возовский  детский  сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

                         

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

(развитие логического мышления)

для детей среднего дошкольного возраста

группы «Солнышко»

«Путешествие в сказочную страну»

i3YC6A2HO.jpg

                                                                                                         

                                                                 Подготовила:

                                                                              Воспитатель: Верёвкина Г.С.

2021 год

Цель: Развитие  логического мышления детей через игру.

Программные задачи:

Обучающие:

Совершенствовать умение решать задачи, совершенствовать знания геометрических фигур.

Закреплять порядковый и количественный счет в пределах 5.

Закреплять знания о частях суток.

Закрепить знания о жизни диких животных.

Способствовать закреплению  умения ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительной деятельности, воображения, внимания, памяти, логического мышления, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Развивать умственную способность; любознательность; математический язык.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать любовь к сказкам.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Способствовать развитию у детей вступать в речевое общение. 

Воспитывать взаимопомощь, умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, двигательная, музыкально - художественная.

Оборудование и материал:

Ковер- самолёт с геометрическими фигурами, набор цифр до 5, тропинки (длинная, короткая), картинки с животными, речка с мостиком, картинки с частью суток, фломастеры, письмо.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам).

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперёд).

Воспитатель: Ребята, за чистым – чистым полем, за дремучим лесом, есть «Сказочная страна». Всех чудес в этой стране не перечесть. Жить поживать в ней одно удовольствие.

- А, вы ребята хотели бы попасть в эту страну? ( Ответ детей).

Воспитатель: Эта страна нас зовет в увлекательное путешествие, где нам предстоит пройти задания, которые для нас приготовили сказочные персонажи – жители этой страны. Вы  готовы отправиться в путь?

Дети: Да.

Воспитатель:  Как вы думаете, на чем можно отправиться в «Сказочную страну»? (Ответы детей).

Воспитатель:  А у меня есть волшебный ковер – самолет! Именно на нем мы отправимся с вами в мир сказок!

 Основная часть:

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

Воспитатель: Ой, как давно никто не пользовался ковром-самолетом, посмотрите – он весь в дырках. Мы не сможем на нем отправиться в путешествие. Я знаю, это мышка из сказки «Курочка Ряба» прогрызла его, посмотрите, дырки необычной формы, она прогрызла их в форме геометрических фигур, вот нам и придется найти нужные заплатки(Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре.) 

Называйте, какую геометрическую фигуру вы берете? (Ответы детей).

Воспитатель: Прошу всех пожаловать на борт ковра – самолета (дети берут ковёр со всех сторон).

Воспитатель: Внимание, взлетаем! (звучит музыка полета).

С вами мы уже в полете. На ковре, на самолете.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?

Сядем мы вот в этом месте – будет очень интересно.

( на экране появляется заставка сказки «Теремок»)

Воспитатель: Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.

Вы узнали сказку? (Ответ детей).

Воспитатель: Смотрите, ребята! Нас встречают все жители сказки Теремка. Давайте их посчитаем. Сколько всего?

Дети: 6

Воспитатель: Кто стоит перед теремком? (Ответы детей).

Кто стоит между мышкой и зайкой? (Ответы детей).

Кто стоит рядом с зайкой? (Ответы детей).

Кто стоит справа от медведя? (Ответы детей).

Кто стоит слева от лисы? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Я точно знаю, что мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк и мишка очень любят играть в футбол, но у всех футболистов  на майках имеются номера. Давайте и нашим игрокам прикрепим номера. Мышка стоит первая, значит, и номер у нее будет? Какой номер у лягушки?

и т.д. (Дети определяют каждому сказочному персонажу и вешают нужную цифру.)

Воспитатель: Вот мы с вами и помогли героям Теремка справиться с трудностями ну, что идем дальше?

Игра «Тропинка».

Воспитатель: Смотрите, а перед нами что- то лежит. Это же тропинки, а они одинаковые или разные?

Дети: Разные.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Две.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Размером.

Воспитатель: Одна тропинка узкая (короткая), другая широкая (длинная). По которой тропинке нам лучше пойти?

Дети: По короткой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы быстрее дойдём.

Воспитатель: Тропинка у нас узкая значит, нам нужно пройти, приставляя ножку к ножке, пяточку  к пяточке.

« По тропинке мы шагаем 1,2,3,4,5.

Ножку к ножке приставляем  1,2,3,4,5».

(на экране появляется заставка сказки «Колобок»)

Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали?

Игра-физминутка «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный  (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки (дети подбегают к воспитателю).

Дети: Колобок.

Дидактическая игра «Чей хвост»?

Воспитатель: Ребята, в этой сказке лиса навела путаницу,  и лесные жители перепутали свои хвосты и не знают,  кому они принадлежат, а сами они не справятся, поможете им?

Дети: Да.

Дети определяю, чей хвост у каждого на столе картинки с животными без хвоста, надо каждому животному найти свой хвост. 

Воспитатель: Ребята, чей хвостик потерялся?

Дети: лисий, волчий, медвежий и т. д.

Дидактическая игра « Четвертый лишний».

Воспитатель: Ребята я буду называть животных ,если животное живет в лесу, вы должны хлопнуть в ладоши, а если животное в лесу не живет, топнуть ножкой. Договорились?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы и здесь мы помогли зверятам. Ну что идем дальше?

                 Это кто же пошалил?
                 Кто нам мостик развалил?
                 Баба яга помешала,
                 Все дощечки разбросала.

 Ребята, соберем мостик? (выкладывают мостик через речку и переходят по нему).

(на экране появляется заставка сказки «Гуси-Лебеди)

Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте. 

У Машеньки – сестрицы.
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

Дети: Гуси – лебеди.

Воспитатель: Знаете, ребята, сестрица Аленушка и братец Иванушка в этом году пошли в детский сад. В садике воспитательница дала им выполнить домашнее задание, но справиться они никак не могут. Давайте поможем сказочному брату с сестрой? Вы будете ответ показывать цифрой. Готовы? Начинаем!

Воспитатель подводите детей к столу, где находятся карточки с цифрами от 1 до 5 по количеству детей. Дети слушают вопрос и поднимают карточку с нужной цифрой.

Воспитатель: Сколько хвостов у двух котов?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько ушей у собаки?

Сколько лап у кошки?

Сколько хвостов у коня?

Сколько глаз у светофора?

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, как повеселели наши герои! Отправляемся в следующую сказку?

( на экране появляется заставка сказки «Маша и Медведь», письмо.)

Воспитатель: Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее … (медведь)
Вместе с пирогами.

Дети: Маша и медведь.

Воспитатель: Правильно – это сказка «Маша и медведь». Ой, ребята, тут какое-то письмо.

Машенька и Михайло Потапович! Приглашаю вас сегодня вечером в гости.

 Красная Шапочка.

Воспитатель: Ребята, дело в том, что ни Маша, ни Мишка не знают части суток,  а отказываться от приглашения некрасиво. Я предлагаю помочь Маше и Мише запомнить  части суток, их нужно поставить по порядку. Я буду читать загадки, а кто отгадает, нужно выбрать картинку с той частью суток, про которую в ней говориться.

 Воспитатель:

Петушок зарю встречает,                            Солнце в небе высоко,

Мама деток умывает,                                   И до ночи далеко,
Иней на траве, как пудра.                            Коротка деревьев тень

Что за время суток? (Утро)                         Что за время суток? (День).


День прошел. Садится солнце.                   Солнце село. Свет погас.
Сумрак медленно крадется.                        Спать пора всем. Поздний час.
Зажигайте лампы, свечи —                         Улетел уж вечер прочь,
Наступает темный …  (Вечер).                   А за ним крадется …
(Ночь).

Воспитатель: Сколько всего частей суток? Назовите их?

Дети: 4, (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие. Какие вы молодцы, не просто погостили в сказках, а помогли сказочным героям решить их задачи! Но, нам пора возвращаться обратно в свой детский сад. Прошу всех пожаловать на борт ковра – самолета (дети берут ковёр со всех сторон).

«С вами мы опять в полете на ковре на самолете

Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлиться.

( на экране появляется заставка детского сада)

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и в нашем любимом детском саду.

Вам понравилось путешествие?

На чем мы путешествовали?

В какие сказки мы попали?

Чем мы помогли героям сказки «Теремок», Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Колобок »?

(Воспитатель предоставляет возможность каждому ребенку высказаться о том, что понравилось, чему научились).

Воспитатель: Ребята, а за вашу помощь сказочные герои приготовили вам  угощения.

Ребята, за чистым – чистым полем, за дремучим лесом, есть «Сказочная страна». Всех чудес в этой стране не перечесть. Жить поживать в ней одно удовольствие.

- А, вы ребята хотели бы попасть в эту страну? ( Ответ детей).

Воспитатель: Эта страна нас зовет в увлекательное путешествие, где нам предстоит пройти задания, которые для нас приготовили сказочные персонажи – жители этой страны. Вы  готовы отправиться в путь?

Воспитатель:  А у меня есть волшебный ковер – самолет! Именно на нем мы отправимся с вами в мир сказок!

Воспитатель: Ой, как давно никто не пользовался ковром-самолетом, посмотрите – он весь в дырках. Мы не сможем на нем отправиться в путешествие. Я знаю, это мышка из сказки «Курочка Ряба» прогрызла его, посмотрите, дырки необычной формы, она прогрызла их в форме геометрических фигур, вот нам и придется найти нужные заплатки

Воспитатель: Прошу всех пожаловать на борт ковра – самолета Воспитатель: Внимание, взлетаем!

С вами мы уже в полете. На ковре, на самолете.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?

Сядем мы вот в этом месте – будет очень интересно.

Воспитатель: Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.

Вы узнали сказку? (Ответ детей).

Воспитатель: Смотрите, ребята! Нас встречают все жители сказки Теремка. Давайте их посчитаем. Сколько всего?

Дети: 6

Воспитатель: Молодцы! Я точно знаю, что мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк и мишка очень любят играть в футбол, но у всех футболистов  на майках имеются номера. Давайте и нашим игрокам прикрепим номера. Мышка стоит первая, значит, и номер у нее будет? Какой номер у лягушки?

Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали?

Воспитатель: Ребята, в этой сказке лиса навела путаницу,  и лесные жители перепутали свои хвосты и не знают,  кому они принадлежат, а сами они не справятся, поможете им?

Воспитатель: Молодцы и здесь мы помогли зверятам. Ну что идем дальше?

                 Это кто же пошалил?
                 Кто нам мостик развалил?
                 Баба яга помешала,
                 Все дощечки разбросала.

Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте. 

У Машеньки – сестрицы.
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

Дети: Гуси – лебеди.

Воспитатель: Знаете, ребята, сестрица Аленушка и братец Иванушка в этом году пошли в детский сад. В садике воспитательница дала им выполнить домашнее задание, но справиться они никак не могут. Давайте поможем сказочному брату с сестрой? Вы будете ответ показывать цифрой. Готовы? Начинаем!

 Воспитатель: Сколько хвостов у двух котов?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько ушей у собаки?

Сколько лап у кошки?

Сколько хвостов у коня?

Сколько глаз у светофора?

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, как повеселели наши герои! Отправляемся в следующую сказку?

Воспитатель: Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее … (медведь)
Вместе с пирогами.

Воспитатель: Ребята, дело в том, что ни Маша, ни Мишка не знают части суток,  а отказываться от приглашения некрасиво. Я предлагаю помочь Маше и Мише запомнить  части суток, их нужно поставить по порядку. Я буду читать загадки, а кто отгадает, нужно выбрать картинку с той частью суток, про которую в ней говориться.

Петушок зарю встречает,                            Солнце в небе высоко,

Мама деток умывает,                                   И до ночи далеко,
Иней на траве, как пудра.                            Коротка деревьев тень

Что за время суток? (Утро)                         Что за время суток? (День).


День прошел. Садится солнце.                   Солнце село. Свет погас.
Сумрак медленно крадется.                        Спать пора всем. Поздний час.
Зажигайте лампы, свечи —                         Улетел уж вечер прочь,
Наступает темный …  (Вечер).                   А за ним крадется …
(Ночь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по математике «Путешествие по сказочным странам»

Воспитатель Черкашина Людмила Алексеевна.Программное содержание.·        Закреплять умения различать правую и левую стороны·...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений путём исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: - развитие математических представлений через исследовательскую деятельностьЗадачи: - Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов;- Учить отвечать на вопросы "Сколько...

«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной прогр...

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...