«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Егорова Елена Геннадьевна

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. В процессе выбора материалов для изготовления пособия я остановилась на фетре. Такие игрушки привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, нетоксичый, гипоаллергенный, мягкий и приятный на ощупь, но в то же время очень прочный.

Вашему вниманию я хочу представить многофункциональное дидактическое пособие «Фигурки». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_1.docx294.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»

В мире современных методик, технологий, новых образовательных стандартов и большого разнообразия фабричных игр и игрушек на первом месте для развития ребёнка по-прежнему остаётся дидактическая игра. Дидактическая игра это такая деятельность, цель которой дать детям определённые представления, развить способности. Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи, а использование игры для решения педагогических задач способствовало развитию, как её формы, так и её содержания.

Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников, в том числе и воспитанников с ОВЗ разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. В процессе выбора материалов для изготовления пособия я остановилась на фетре. Такие игрушки привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, нетоксичый, гипоаллергенный, мягкий и приятный на ощупь, но в то же время очень прочный.

Вашему вниманию я хочу представить многофункциональное дидактическое пособие «Фигурки».  

C:\Users\МС(К)ОУ VI вида\Downloads\20200211_120750.jpg

Данное пособие может быть использовано в работе с детьми 2-3 лет на занятиях ФЭМП, в процессе совместной деятельности с детьми, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Создавая пособие, я учла уровень развития мелкой моторики каждого ребенка. Те дети кто не умеет застегивать и расстегивать пуговицы используют обратную сторону панно и фигуры на липучках.

C:\Users\МС(К)ОУ VI вида\Downloads\20200211_120915.jpg

Дидактическое пособие «Фигурки» направлено на решение конкретных образовательных задач:

Первая - Учить различать и называть следующие формы (круг, квадрат, треугольник). Для эффективной реализации задачи могут использоваться следующие игры:

«Фигурки» Предлагаем ребенку обследовать геометрическую фигуру тактильно – зрительным способом, назвать ее. Задание для ребенка: «Надень на пуговицу, которая тебе нравится круг, квадрат, треугольник». Со временем задания усложняются.

«Что пропало?» Продемонстрировав геометрические фигуры, педагог просит детей закрыть глаза. Одину из фигур он снимает с пуговицы. Дети должны назвать, что пропало. Игра повторяется несколько раз.

Следующая задача: Сравнивать предметы одинаковые по размеру (большой – средний – маленький) и контрасту (основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий). Игры, которые способствуют ее решению:

«Найди фигуру». Рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат. Отсчитав вслух (или отхлопав) до 5, отыскать среди своих фигур ту, которую педагог, показал, и надеть на пуговицу. Дети ищут фигуру по памяти. Задание усложняется числом фигур, увеличенных до 4-5 штук. 

«Найди и назови». На панно раскладываю в беспорядке геометрические фигуры разного цвета и размера. Воспитатель говорит «Кто нашел большой круг? », «Кто нашел большой квадрат? »и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе. 

Третья задача - Формировать группы однородных предметов, различать количество предметов, к концу учебного года счет 1-2-3.

Игра «Раздели на группы». Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Сколько всего квадратов? Сосчитай.

И последняя задача: Располагать предметы в ряд, определять их место положение (первый, последний, в середине, рядом, справа, слева) по отношению к себе и друг другу.

Игра «Повтори». Предлагаем ребенку рассмотреть карточку и сказать, какие геометрические фигуры изображены. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета. Предлагаем рассмотреть карточку и выложить такую же, сначала методом наложения, а затем на панно. Какая фигура находится в середине? Какая фигура расположена рядом с кругом, квадратом, треугольником? Какая фигура расположена справа, слева?

Особенность этого пособия определяет его большую развивающую возможность, и, конечно же, привлекает внимание и интерес детей. Исходя из этого, это дидактическое пособие органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы или вносить новые элементы, можно привлечь музыкальное сопровождение. Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей, влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. Правильно используемая дидактическая игра в воспитательно-образовательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой - своеобразная практическая деятельность ребёнка по формированию элементарных математических способностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия (формирование элементарных математических представлений) «Лисичка в гостях у ребят» (младший дошкольный возраст)

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе "Лисичка в гостях у ребят" Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Социализация».Виды детской деятельност...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений путём исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: - развитие математических представлений через исследовательскую деятельностьЗадачи: - Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов;- Учить отвечать на вопросы "Сколько...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...