опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
материал по математике (старшая группа)

Аверьянова Анастасия Владимировна

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение

1.1. Актуальность……………………………………………

1.2. Теоретические основы использования дидактических игровых упражнений  в процессе  формирования  представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..

  1. Описание опыта работы……………………………………..
  2. Заключение…………….…..…………………………………
  3. Библиографический список……………………………………....
  4. Приложение………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Для умственного развития «существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе».      

 Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически. По мнению Ерофеева Т.И.  «причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения».

 А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева  считают, что «формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях».

Перова М.П. считает что «главное место в жизни ребенка занимает игра. Это ведущая деятельность ребенка непременный спутник жизни, поскольку первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах».

Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Все основные направления психологического развития личности интегрируются в игровой деятельности, формирующей неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка.

Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в различных аспектах. Изучение концепции детской игры свидетельствует об интенсивных попытках ученых разных стран интегрировать различные подходы к ней, пересмотреть само понятие игры, сделать его более современным и инструментальным.

В исследовании А.К. Бондаренко, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: «она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, в том числе в психологическом развитии детей».

С.А. Козлова отмечала, что дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется  «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

Новизна и практическая значимость  работы заключается в разработке  дидактических игр и игровых упражнений по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Актуальность.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития:

  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Образовательно—воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

  1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей
  2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа
  3. Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
  4. Научность
  5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру
  6. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты;
  • экспериментирование и опыты;
  • информационно коммуникативные технологии;
  • здоровьввессберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики,  пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Теоретические основы использования дидактических игровых упражнений  в процессе  формиро вания  представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

С середины прошлого века дидактическая игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях известных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх и игровых упражнениях актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. Ряд исследований посвящен изучению дидактической игры (ее структуре, содержанию, классификации), это определило ее роль в обучении дошкольников. Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада.

В практике работы  учреждений дошкольного образования имеется опыт использования дидактических игр при обучении детей математике. Дидактические игры и упражнения используются как для формирования знаний, так и для закрепления и для сообщения новых знаний.

В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова).

Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н. Хачапуридзе.         Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Он считал, что дидактическая игра отнюдь не является единственным средством умственного воспитания, но только необходимым его звеном. Исходным моментом при определении задач умственного воспитания является  овладение предметом и предметными отношениями. Для раскрытия содержания задач умственного воспитания дошкольника, должны быть развиты способности к их реализации. К их числу относится готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, свободное словесное овладение сенсорным материалом и предметами, восприятие многообразных свойств предмета, развитие наблюдательности, применение интеллектуальных операций над чувственными свойствами предметов, развитие воли».

Научные интересы педагога Д.В. Менджерицкой в течение многих лет были сосредоточены на исследовании значения игр для интеллектуального развития детей, их учебно-познавательной деятельности. Она возражала против узкого понимания дидактической игры, считала ее одной из специфических форм обучения дошкольников, важным средством образовательно-воспитательной работы.

Исследования педагогов Т.М. Бабуновой и А.К. Бондаренко  позволили определить дидактическую игру как «эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности». Т.М. Бабунова полагала, что «наиболее эффективным условием для развития у младших дошкольников умственной активности является: формирование у них эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности путем поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую форму; создание игровых мотивов; определенных отношений к умственной деятельности; введение таких приемов как шутка, игровые считалочки, игровой персонаж, последовательное расширение диапазона игровых действий; движение "прятание-поиски", "запаздывание – отгадывание", разыгрывание сюжета». Ею была разработана система дидактических игр для детей 4-х лет: игры – инсценировки, игры с игрушками и предметами, словесные игры.  

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облаченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Эдуард  Сеген, Декроли, Мария  Монтесори, Блехер Ф.Н., Сорокина А.К. и многие другие широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Математика дает огромные возможности для развития мышления, занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета, рассматривали в плане сенсорного восприятия такие педагоги как: А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А. Парамонова.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном воспитании имеет дидактическая игра.

«Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры» - утверждает Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева  предлагает «уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником». Они предлагают организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить их по форме. Вначале дети не могут выполнить сопоставление зрительно, поэтому используется прием наложения. От внешних приемов сопоставления дети постепенно и переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга.

Л.А.Венгер и А.Л. Смоленцева считают целесообразным знакомить детей с геометрическими фигурами, предлагая им овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники.

Н.П. Сакулина  утверждала, что «важное значение имеет вопрос о целесообразности использования плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур, и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных плоскостных предметов. Введение же объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности».

О важной роли предметного действия в развитии восприятия геометрических фигур и формы предметов свидетельствуют исследования А.А. Прессман. Заполнение вкладышей детьми старшего дошкольного возраста показало, что у них процесс зрительного восприятия еще не отделен от предметного действия.

С.Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и форм предметов у детей старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур.

А.А. Столяр  считает, что «весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование», отмечает, что «у детей старшего дошкольного возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования геометрических фигур и формы предмета, они не различают полностью фигуры овал и круг, прямоугольник и квадрат».

А.Н. Леушина  считает, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира. Поэтому она считает важным «как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать, называть их. Знание геометрических фигур и форм предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов».

Н.П.Сакулина предлагает для успешного освоения детьми геометрических фигур, научить их более тонко дифферинцировать геометрические формы, входящие в группу округлых и в группу прямолинейных».

А.Н. Леушина отмечает, что «в старшем дошкольном возрасте дети не узнают квадрата, если он повернут на 45°. Чтобы опознать квадрат, надо мысленно перевернуть его, что дошкольник сделать не может, поэтому  ребенок еще не видит тождественности фигур и форм предметов».

Н.Н.Поддъяков  обнаружил, что         «наличие у детей представлений о круге и окружности отнюдь не обеспечивает решение более сложной задачи, возникающей часто в продуктивных видах деятельности [9, с. 56].

Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечено, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы, практика работы  убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения новых методов математического развития дошкольников.

Описание опыта работы.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приёмов обучения. Используются наглядные методы и приёмы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приёмы: «Найди, принеси, покажи… выложи, начерти, составь узор» и др.

Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приёмы: «Как называется, чем похожи, опиши, расскажи»…

В группе старшего дошкольного возраста обследование геометрической фигуры становится ещё более подробным и детальным.         Важным элементом методики является измерение условной меркой.         Работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления  и противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырёхугольники.

Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур:

        выкладывание из палочек, полосок бумаги.

На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщённому понятию «четырёхугольники». В результате работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию.

Методика формирования геометрических знаний в группе 6-ого года жизни принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным.

В объёмных фигурах таких как цилиндр, куб, дети выделяют и называют боковые стороны и основания. Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами. Ознакомление с формой, как правило, занимает часть занятия по математике, а также конструированию, изобразительной деятельности. Во время занятий хорошо использовать накладывание, прикладывание, черчение по контуру, штриховку, измерение.

 Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

Геометрический материал используется часто в качестве средств наглядности при рассмотрении некоторых вопросов, а также как средство применения знаний. При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место должны занимать практические  и наглядные методы (упражнения и практические работы), также необходимо организовать моделирование детьми изучаемых фигур.

В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур,  предлагаются те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу.

Это ставит самих детей перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а не ограничивает использованием готовых знаний.

Таким образом, необходимо приучить детей делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. Не следует давать детям готовые знания нужно возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия.

В начале обучения была поставлена  задача выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах и формах предметов.

Работа по выявлению знаний может проводится  как индивидуально так и с группами детей .

Задание 1. Узнать и назвать геометрические фигуры (плоскостные и объемные), наощупь.

Дети последовательно опознавали геометрические фигуры и называли их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, конус, пирамида, овал).

Задание 2. Выявить умения детей соотносить плоскостные и объёмные геометрические фигуры с предметами различной формы.

Перед детьми были выставлены предметы различной формы: кубик, кирпичик, рамка, тарелка, стакан.

Рядом были разложены плоскостные и объемные геометрические фигуры. Детям было дано задание подобрать к каждому предмету свой эталон.

Задание 3. Определить уровень умений выявить и абстрагировать свойства; выявить умения сравнивать предметы по их свойствам; выявить уровень практических умений в определении классификации и обобщения, способностей к логическим действиям и операциям.

Методы исследования:

Проведение дидактических игр и упражнений;

Обследование продуктивной деятельности детей;

Наблюдение.

Организация детей:

В свободное отведённое для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня);

Использовались такие дидактические игры и упражнения как: «Домино», «Чем похожи домики?», «Придумай свой орнамент» , «Построй дорожку», «Калейдоскоп», «Отремонтируй робота»,  «Из каких фигур сложены предметы», «Закрась лишнюю фигуру», «Какая геометрическая фигура лишняя?», «Где чей гараж?», «Где спрятался мышонок?».

Уровень развития детей  повышался от задания к заданию. В задании №1, дети, смотря на образец, называли  геометрические фигуры, но в то же время были сложности в  определении того, какая геометрическая фигура лежит в «Чудесном мешочке».

В задании № 2дети  соотносили плоскостные и объёмные геометрические фигуры с предметами различной формы. Многие дети не знали значения слова "Эталон". Они затруднялись при подборе соответствующего эталона к определенному предмету. Не могли объяснить, почему данная геометрическая фигура является эталоном для этого предмета.

В задании № 3 проводилась  дидактическая  игра «Домино» дети учились выделять и абстрагировать цвет, форму, размер.  Сравнивали предметы по заданным свойствам.

Также проводилась дидактическая игра «Чем похожи домики?»

Дети учились группировать геометрические фигуры, различать похожие и не похожие домики, находить их отличия, сопоставляя признаки.

Проводилась дидактическая игра «Придумай свой орнамент», с целью научить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры – силуэты, ориентируясь на образец.

Всё вышеизложенное определило  дальнейшие задачи в намеченной деятельности.

Задачи: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета;  учить сопоставлять геометрические фигуры с формой.

Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать  работу по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста,  проведена предварительная работа.

В предварительную работу  включены дидактические игровые упражнения, разделенные на следующие группы:

I. Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке – в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка. Сначала предлагались рисунки, составленные из отдельных фигур (ни одна фигура не накладывается на другую – не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагались рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов,  посредством сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы.

1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.

2. Сравни рисунки, чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?

3. Сколько треугольников на рисунке?

4. Сколько квадратов на рисунке?

5. Из каких фигур состоят флажки?

6. Игра "Волшебные очки". Для игры нужно изготовить специальные очки со "стеклами" разной формы. Надев такие волшебные очки, можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме "стекла".

7. Игра "Помоги художнику". Помоги художнику превратить эти геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

II. Упражнения на разделение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами. Сначала показываем детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.

В данной фигуре проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.

Проведи в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.

III. Упражнение на составление геометрических фигур из частей:

1. Составь треугольник из двух равных треугольников, из шести равных треугольников.

2. Составь прямоугольник из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов; из четырех равных треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и двух прямоугольников.

3. Составь квадрат из двух прямоугольников; из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и четырех треугольников.

4. Сколько кругов можно сложить из этих частей?

IV. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур – эти упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), выявлению некоторых существенных свойств фигур.

1. Выбери среди данных фигур треугольники. Обоснуй свой выбор.

2. Дай имя каждой фигуре.

V. Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур – упражнения направлены на развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости.

1. Сколько треугольников лежит внутри круга, сколько пересекается с кругом, сколько лежит вне круга?(см. Приложение №16 рис. 16)

2. Какая фигура находится внутри другой фигуры, какая – за границей?

После проведения предварительной работы для формирования у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры «Посмотри вокруг, «Почини одеяло», «Составные картинки»

В процессе этих дидактических игр,  формировались представления о геометрических фигурах и форме предмета,  сопоставлялись геометрические фигуры с формой. При этом несколько раз произносилось слово " эталон " соотнося его с формой. Постепенно дети начали понимать значение слова "эталон".

Данные игры позволили закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.

Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры, а не повторяли примеры своих товарищей.

Дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.

В процессе игры «Составные картинки» дети учились различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.

В начале игры у детей были небольшие ошибки, они путали или забывали название геометрических фигур. Но после разъяснения, лучше выполняли работу. Дети с интересом выполняли работу, и почти все справлялись с работой. После проведения игры, дети овладели достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов. Но нужно закреплять полученные знания в дальнейшем. В процессе игры дети научились сопоставлять, группировать геометрические фигуры.

Таким образом, в процессе систематической работы  у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильностьвоспроизведения фигуры.

Опыт работы показал, что при использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.

Для проверки эффективности использования дидактических игр и игровых упражнений был сделан контрольный срез. Для контрольного среза с детьми были проведены занимательные игра "Танграм"

После проведения занимательной игры «Танграм» все дети группы знали и называли геометрические фигуры и почти все смогли сами подобрать необходимую фигуру по описанию, и самостоятельно сложить зайца «Танграм».

Таким образом, результаты контрольного среза показали эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений, при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета.

Заключение.

В  работе изучались вопросы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

 Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета возможно при использовании дидактических игр и игровых упражнений с математическим содержанием.

Дошкольники овладевают всеми знаниями о геометрических фигурах и форме предметов в процессе поэтапно организованной работы.

 Предложенная  серия дидактических игр и упражнений позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр и игровых упражнений приводит к позитивным результатам.

По результатам опыта работы дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

 Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры и игровые упражнения  в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения дидактические игры, направленные на:

- узнавание и называние геометрических фигур. Типа «Какая фигура»

- нахождение предметов различной формы. Типа «Похож не похож», «Подбери по форме».

- понимание значения слова «эталон». Типа «Подбери фигуру».

- составление фигур из геометрических фигур. Типа «Танграм».

Библиографический список.

1. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх. В книге Вопросы дошкольной педагогики. - М. – 1975.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М-П. – 1985.

3. Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.  М-П. – 1978.

4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М-П. – 1992.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.

6. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М-П. – 1974.

7. Парамонова А.А. Подготовка детей к школе. . - М-П. – 1998.

8. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. - М-П. – 1996.

9. Поддъяков Н.Н., Ф.А. Сокина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М. – 1988.

10. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. – 1968.

11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М-П-1987.

12. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П.-1988.

13.  Сорокина А.И.  Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение, 1982.

           14. Усова        А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В. Запорожца -М.: Просвещение, 1976.

           15.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.

           16.  Минскин        Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982.

          17. Миронова        P.M. Игра в развитии активности детей. - Мн.: На Асвета, 1989.

          18. Колесникова        Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценари учебно-игровых занятий. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

          19.  Белошистая А. Формирование математических способностей: пути и формы //Ребенок в детском саду. - 2001. - № 1

          20.  Дьяченко        О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 1991.