Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"
    консультация по математике (подготовительная группа) по теме

    Алтухова Юлия Анатольевна

     Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справится с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx295.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у старшего детей дошкольного возраста

    Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

    Уже в дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с миром математики. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

    Одной из важнейших  задач  является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У детей  необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справится с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

    Формирование представлений от геометрических  фигурах начинается с непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой ,  словесного  определения  формы предметов. Что помогает   отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка - круглые; платок, лист бумаги, коробка -квадратные и тому подобное). В последствии можно  использовать  картинки, изображающие предметы определенной формы. Для закрепления геометрических понятий  следует проводить  дидактические игры или игровые упражнения: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и другие. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4-5 штук), группируют их обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и так далее). Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие не на квадрат, а на куб и тому подобное. Позднее им предлагают найти предметы указанной формы в групповой комнате. При этом дается лишь название формы предметов: «Посмотрите, есть ли на полке предметы, похожие на круг», «Путешествие по групповой комнате», «Найдите, что спрятано».

    C:\Users\777\Desktop\134NIKON\DSCN2579.JPG

    При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. С целью проверки знаний детей особенностей геометрических фигур можно задавать следующие вопросы: «Почему вы думаете, что тарелка круглая, а платок квадратный?», «Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр?» (игра «Магазин»). Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции - классификации предметов.

    Следующая задача - научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух квадратов сложить прямоугольник, а из  треугольников квадрат. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).

    Также  важно,  упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составлять изображения предметов.

    На знакомство детей с геометрическими формами отводится несколько занятий. Темы их: сравнение шара и куба, шара и цилиндра, овала и круга, прямоугольника и квадрата и, наконец, треугольников с четырехугольниками.Занятия можно построить таким образом: рассматривание, обследование и сравнение геометрических фигур, затем проводятся  различные упражнения на  закрепление знаний о свойствах и признаках формы и в заключении  детей учат сопоставлять форму предметов с геометрическими эталонами формы.

    В первой части НОД воспитатель организует систему обследовательских действий детей с геометрическими фигурами.  Последовательно ставит вопросы, обращает внимание детей на особенности и свойства формы, признаки отличия и сходства, подсказывая способы действия, уточняет ответы детей. Например, знакомя детей с прямоугольником, нужно  предложить  обвести его пальцем, спросить детей, какую фигуру он напоминает, подчеркивая, что у квадрата и прямоугольника есть углы, обратить внимание на их стороны, задать  следующие вопросы  («Как называются эти фигуры?», «Мы сравниваем квадрат и прямоугольник и узнаем, чем они похожи и чем отличаются», «Возьмите квадрат и обведите его пальцем, что есть у квадрата?», «Что есть у прямоугольника?»).

    Для упражнения детей в сравнении круга и овала, квадрата и прямоугольника используются таблицы с изображением данных фигур разного цвета, размера, в разном пространственном расположении. Дети действуют с фигурами, вырезанными из бумаги, картона, фанеры, пластика

    Закрепить и уточнить знания детей о геометрических формах, как отмечает, Водопьянов Е.С. позволяют разнообразные упражнения. Например, можно предложить детям вылепить куб, цилиндр, шар из пластилина, вырезать квадраты, прямоугольники, треугольники из бумаги, разделить фигуры на две и четыре части, и наоборот, составить целое из частей, из одних фигур сложить другие (из двух квадратов прямоугольник и другие), выложить ту или иную фигуру из палочек. Так воспитатель предлагает детям сложить треугольник (прямоугольник) из палочек и рассказать, сколько палочек пошло на него, или просит подумать, какие фигуры можно сложить из трех, из шести палочек.

    C:\Users\777\Desktop\134NIKON\DSCN2591.JPG

    Полезно предлагать детям подобрать фигуры похожие по форме, предложить им подумать, сколько групп получится, а затем выполнить практическое действие.

    Детям можно предложить найти ту или иную фигуру по описанию или в играх типа: «Узнай на ощупь» самостоятельно описать фигуру.

    В НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей  проводятся дидактические игры. Например, игра «Каждую фигуру на свое место».

    Большое внимание уделяется обучению детей определению формы предметов на основе их сопоставления с геометрическими эталонами формы.

    Для игр и упражнений подбираются: птичка-игрушка, матрешка, лимон и др.

    Важно, чтобы, оценивая форму предмета, дети устанавливали не только сходство ее с тем или иным геометрическим образцом, но и отличие от него. Проводятся игры: «Что в мешочке», «Найди и промолчи», «Найдите в нашей комнате предметы, похожие на шар», «Кто больше назовет круглых предметов». Дети играют в настольные игры: «Геометрическое лото», «Семь в ряд» и др.

    В процессе этих игр необходимо совершенствовать различение, как близких по строению фигур (овал-круг), так и объемных и плоских форм (шар-круг, куб-квадрат), вырабатывать быстроту ориентировки на форму, развивать и поддерживать интерес детей к многообразию форм окружающего мира.

    Таким образом, в подготовительной  группе детей учат различать близкие по форме фигуры: овал и круг, квадрат и прямоугольник, углубляют знания об их признаках, а также уточняют представления детей об объемных формах: шар, цилиндр, куб. Для этого используются приемы обследования, прокатывания, наложения геометрических фигур друг на друга. Эти приемы способствуют накапливанию детьми богатого сенсорного опыта и совершенствуют навыки обследования формы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

    Комплексно-тематическое планирование работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

    Данный перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ построен с учетом принципа комплексно-тематического планирования. Темы месяца соответствуют содержательным компонентам...

    Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

    Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

    Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Время это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены...

    Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

    Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...