Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
статья на тему

Белкова Виктория Сергеевна

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов, знакомятся с их свойствами, величиной, цветом. Применение дидактических игр на занятиих по математике способствуют развитию памяти, внимания, оказывают огромное влияние на умственное развитие детей. Дети занимаются с удовольствием и учатся помогать друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство формирования                                    представлений о геометрических фигурах у детей                                     дошкольного возраста

Белкова Виктория Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик», г. Абакан

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры способствуют  развитию познавательных и умственных способностей. В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Дидактические игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути  развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь видеть ее и в других вещах.

Под воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой  педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя разные дидактически игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр на занятиях по математике способствуют развитию памяти, внимания, оказывают огромное влияние на умственное развитие детей. Дети занимаются с удовольствием и учатся помогать друг другу.  

Большое значение  имеют действия по преобразованию фигур.  Игры «Составь фигуру», «Сложи фигуру» развивают пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять существенное и  воспитывают целенаправленность, настойчивость.

Игры «Найди такой же», «Найди свой автобус», «Подбери фигуру» способствуют развитию наблюдательности, внимания, логического мышления, помогают лучше запомнить форму предметов, их цвет и величину.

Игра «Расскажи про свой узор» помогает развитию речи, пространственного мышления, творческого мышления, мелкую моторику.

С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и сложным.

Библиографический список:

1 Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников – М., Просвещение – 1982 г.

2 Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М., 1978г

3 Ерофеева, Т.Н. Математика для дошкольников – М., Просвещение – 1992 г.

4 Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики – М., 2000 г

5 Новикова, В.П. Математика в детском саду – М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....

Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошк...

Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происх...