Дидактические игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.
консультация

Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать  совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к. дидактическая игра позволяет ребенку в веселой и занимательной форме познавать окружающую действительность, повторять их в поступках и образах и является чуть ли не одним из самых плодотворных средств нравственности, содействует умственному развитию. Дидактическая игра активизирует мышление и сознание ребёнка с точки зрения психологической раскрепощённости и педагогического формирования нравственности через исполнение ребёнком ролевой функции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические  игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Изученная научно-методическая литература, подходы к пониманию данной проблемы, как на уровне России, так и её состояние в нашем городе, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях нашего города - все это позволяет говорить об её явной актуальности в настоящий момент, и как следствие - возможность практического изучения и рассмотрения проблемы использования и руководства дидактическими играми дошкольников как одного из средств.

В трудовом коллективе МБДОУ детский сад №8  было проведено исследование по формированию нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста  средствами дидактических игр.

Основной целью изучения является определение влияния дидактических игр на нравственное воспитание детей в старшей группе. Исследование проводилось в 3 шага:

1. Установить уровень развития нравственных представлений до проведения программы дидактических игр;

2. Проведение программы дидактических игр с использованием дидактических рассказов, бесед и др., способствующих развитию нравственности в период дошкольного обучения и воспитания;

3. Установить уровень развития нравственных представлений после проведения курса дидактических игр.

Все диагностические способы, созданные для дошкольников, как правило применяются индивидуально или с подгруппами, для детей посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы.

В ходе работы были использованы методы исследования: наблюдение и беседы по диагностическим методикам Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» и «Изучение осознания детьми нравственных норм» по обследованию разных сторон нравственности детей дошкольного возраста как на начальном этапе работы, так и на конечном этапе эксперимента [3; 69с.].

В результате исследования на начальном этапе по проверке разных сторон нравственного воспитания дошкольников нами было установлено, что

большинство  детей  на начальном этапе эксперимента обнаруживают средний  и низкий уровень  сформированности поведенческих умений.  Многие  дети  неправильно  анализируют  содержание  ситуации   и поведение  ее участников, поступают спонтанно или стереотипно.  

При  наблюдении  непосредственного  взаимодействия  детей  нами отмечено,  что  дети  принимают  инструкцию  и  сосредотачивают  свое внимание на сверстнике. Однако, это внимание кратковременное, ребенок может легко  отвлечься и переключиться на другого ребенка. Часто дети не регулируют  свое  поведение,  проявляют  отрицательные  черты  (агрессию, злобу) если не добиваются своего результата [2; 156 с.].  

Это связано с тем,  что  процесс  нравственного  воспитания  в  практике  дошкольного образования  чаще  всего  излишне  интеллектуализирован  и  формален. Педагоги    в  основном  видят  свою  задачу  в  том,  чтобы  познакомить  с правилами, раскрыть их содержание, но практически не решают задач по обсуждению таких правил, их роли, потому дети лишь формально владеют этими правилами, но они не становятся регуляторами их поведения.  

Результаты  эксперимента  обнаружили необходимость  проведения  педагогической  работы  по формированию  основ нравственной воспитанности   детей  старшего  дошкольного возраста.  

 Поэтому в качестве средства работы нами были предложены и использованы дидактические игры по нравственному воспитанию, чтение дидактических рассказов и сказок, проведение бесед с детьми, мимические упражнения, игры с пиктограммами, моделирование проблемных ситуаций с детьми и поиск их решения, использование тематических картинок, методические рекомендации педагогам и рекомендованы родителям игры для домашнего использования [1; 42 с.].

Целью данных занятий являлось:

- систематизировать знания детей о социально – нравственных представлениях;

-способствовать развитию доброжелательного отношения ко взрослым и детям,  актуализировать проявление положительных эмоций, накопление личного опыта проявления социальных чувств;

- сформировать социальные представления о жизни и отношениях;

- формировать основы нравственного самосознания.

После применения на практике всех описанных выше методов нами было проведено конечное экспериментальное исследование по той же методике и было установлено, что уровень развития разных сторон нравственного воспитания значительно повысился, также у детей появился интерес к самостоятельным играм, дети стали уметь объяснять правила игры и дополнять их, делая игру более интересной.

На контрольном этапе дети стали увереннее ориентироваться в содержании и   определении  значении этических норм и правил.  Их ответы стали более  развернутые и аргументированные.  В ходе работы  качества,  которые  мы  формировали  (забота,  внимание  к  людям, доброта)  были  проявлены  детьми  в  повседневной  жизни.

Таким  образом,  дидактическая  игра оказалась  достаточно эффективным средством нравственного воспитания детей   пятого года жизни. Она  может  быть  использована  для  развития  всех  компонентов нравственности.

Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать  совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к. дидактическая игра позволяет ребенку в веселой и занимательной форме познавать окружающую действительность, повторять их в поступках и образах и является чуть ли не одним из самых плодотворных средств нравственности, содействует умственному развитию. Дидактическая игра активизирует мышление и сознание ребёнка с точки зрения психологической раскрепощённости и педагогического формирования нравственности через исполнение ребёнком ролевой функции.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Майская  Т.Н.  Проблемы  формирования  нравственности  детей  в  условиях современного общества / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. –  Архангельск: КИРА, 2009. –  444 с.
  3. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум /Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия» , 1999.-169с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

—Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Методическая разработка "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста "

Методическая разработка "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста "...