Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

 

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Особое внимание в этих документах уделено вопросу реформирования системы общественных отношений в направлении развития гражданского общества, воспитания свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы федеральных и региональных программ отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народной традиции развивает в человеке ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота.

Имеющиеся на сегодняшний день федеральные программы для дошкольных учреждений в определенной степени предполагают формирование знаний детей о культурных ценностях, народном искусстве, частично затрагивают и правовые проблемы.

На мой взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста, является методологическая неразработанность проблемы начальной ступени формирования ребенка как гражданина.

Правомерность такого предположения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения посредством анкетирования и индивидуальным бесед. Анкетирование показало, что 100% респондентов признали актуальность воспитания гражданственности в современных условиях, 90% считают, что воспитание гражданственности должно проходить и в семье, и в ДОУ, и только      10% соотносят это воспитание «только в семье»; 67% признают необходимость специальной работы детского сада по воспитанию гражданственности;                  33% считают, что гражданственность следует воспитывать с рождения, а 47% - с того времени, как ребенок начинает осознавать себя.

Немногочисленные исследования по вопросу воспитания гражданственности у дошкольников позволили определить сущностную характеристику данного феномена.

Гражданственность – это сложное образование, отражающее социально-правовую, педагогическую, социально-психологическую, морально-этическую сферу взаимодействия человека с обществом.

Академик Д.С.Лихачев в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В решении задач гражданского воспитания, я считаю,  важнейшим фактором является – краеведение, которое сочетает в себе множество воспитательных и образовательных возможностей.

Гражданское воспитание подразумевает активное педагогическое движение по формированию у детей патриотических качеств через изучение истории родного края, в частности, родного города.

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному городу,  краю.

Патриотическое воспитание, на мой взгляд, является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель – которого воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству.

Содержательные характеристики патриотизмавключают:

-         знания об истории,

-         знания о культуре, традициях своего Отечества,

-         проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему,

-         потребность в прогрессивном развитии своего государства,

-         чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре,

-         активная творческая деятельность на благо Отечества.

В условиях развития независимой России и поиска рациональных путей патриотического воспитания первостепенное значение приобретает следующее направление: историко-краеведческий аспект патриотического воспитания.

Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.

Знание детьми доступного им краеведческого материала – основа понимания ими других краев и областей. Отбор соответствующего  содержания позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon любовь к родному городу.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Сегодня наше общество переживает крушение идеалов, отрицание большинства общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном развитии. Поэтому срдержание образование должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, свой край, свое Отечество, Родину. Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования, составной частью которого обязательно должно быть воспитание  чувства патриотизма.

С сожалением приходится сознавать актуальность слов К.Д.Ушинского, говорившего в свое время: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством, литературой, географией, экономией,…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

Обоснование темы.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Особое внимание в этих документах уделено вопросу реформирования системы общественных отношений в направлении развития гражданского общества, воспитания свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы федеральных и региональных программ отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народной традиции развивает в человеке ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота.

Имеющиеся на сегодняшний день федеральные программы для дошкольных учреждений в определенной степени предполагают формирование знаний детей о культурных ценностях, народном искусстве, частично затрагивают и правовые проблемы.

На мой взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста, является методологическая неразработанность проблемы начальной ступени формирования ребенка как гражданина.

Правомерность такого предположения подтверждается не только научными исследованиями, но и данными социологического опроса родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения посредством анкетирования и индивидуальным бесед. Анкетирование показало, что 100% респондентов признали актуальность воспитания гражданственности в современных условиях, 90% считают, что воспитание гражданственности должно проходить и в семье, и в ДОУ, и только      10% соотносят это воспитание «только в семье»; 67% признают необходимость специальной работы детского сада по воспитанию гражданственности;                  33% считают, что гражданственность следует воспитывать с рождения, а 47% - с того времени, как ребенок начинает осознавать себя.

Немногочисленные исследования по вопросу воспитания гражданственности у дошкольников позволили определить сущностную характеристику данного феномена.

Гражданственность – это сложное образование, отражающее социально-правовую, педагогическую, социально-психологическую, морально-этическую сферу взаимодействия человека с обществом.

Академик Д.С.Лихачев в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В решении задач гражданского воспитания, я считаю,  важнейшим фактором является – краеведение, которое сочетает в себе множество воспитательных и образовательных возможностей.

Гражданское воспитание подразумевает активное педагогическое движение по формированию у детей патриотических качеств через изучение истории родного края, в частности, родного города.

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному городу,  краю.

Патриотическое воспитание, на мой взгляд, является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель – которого воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству.

Содержательные характеристики патриотизма включают:

  1. знания об истории,
  2. знания о культуре, традициях своего Отечества,
  3. проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему,
  4. потребность в прогрессивном развитии своего государства,
  5. чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре,
  6. активная творческая деятельность на благо Отечества.

В условиях развития независимой России и поиска рациональных путей патриотического воспитания первостепенное значение приобретает следующее направление: историко-краеведческий аспект патриотического воспитания.

Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.

Знание детьми доступного им краеведческого материала – основа понимания ими других краев и областей. Отбор соответствующего  содержания позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России.

С 1998 года наше дошкольное учреждение имеет статус – научной педагогической лаборатории по проблеме «Формирование базиса личностной культуры через осознание детьми своего «я» как части рода, народа, Родины, как основы самореализации и культурного самоопределения» под научным руководством к.п.н.. доцента кафедры МДВ ПКИПКРО Л.В.Любимовой.

Начиная работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников на основе ознакомления с культурным обликом родного города, следует учитывать следующие педагогические принципы:

  1. педагог должен хорошо знать историю своего города;
  2. педагог должен продумать, что целесообразно показать (экскурсии, видео и фото-материалы) и о чем рассказать детям (беседы);
  3. выделить характерные особенности родного города;
  4. отобрать содержание, которое поможет показать связь родного города со всей страной;
  5. заинтересовать родителей воспитанников и сделать их своими единомышленниками в сложном деле воспитания будущего патриота своего края и Отечества.

Целенаправленно работая в инновационном режиме, можно сделать вывод, что знание детьми доступного им краеведческого материала является основой понимания  чем славен родной город и что малая Родина – часть большой страны России, предполагает проявление эмоционально-ценностного отношения к истории родного города и  к людям, прославивших свой край в истории его становления. Поэтому, опираясь на современные вариативные программы (Л.О.Князевой, М.Д.Маханевой, Л.В.Любимовой, Л.В.Коломейченко), концептуальные и нормативные документы были разработаны

цели, задачи                                                                                                      системы  по формированию патриотических чувств у старших дошкольников          на основе ознакомления с культурным обликом родного города

Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические особенности Пермского края.

  1. Развивать познавательный интерес в процессе приобщения к краеведческому материалу.
  2. Направить познавательную активность детей на системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и семьи, человека и общества в целом.
  3. Формировать потребность и умение поддерживать чистоту, красоту и порядок в социокультурной среде.

Задачи: 

  1. Конкретизировать и систематизировать знания детей о родном городе как части России.
  2. Обобщить знания об истории развития города, о людях, прославивших свой город в истории его становления.
  3. Уточнить знания детей о достопримечательностях, символике родного города.
  4. Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего города.
  5. Способствовать развитию чувства причастности к истории родного города.

При ознакомлении детей с родным городом, я,  как педагог, стараюсь создать благоприятные условия, при которых у дошкольников расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Формы работы с детьми

  1. Данная система формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города построена в соответствии с сущностными характеристиками патриотизма как личностного образования.

                 

Ее содержание представлено следующими блоками:

  1. Я и моя улица, микрорайон, район.
  2. Я и мой город: достопримечательности (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории).
  3. История моего города: традиции, символика родного города, знаменитые люди, прославившие свой край в истории его становления.
  1. Разработан перспективный план по данному направлению работы, который предусматривает выделение в нем инвариантного ядра, в основе которого лежат требования временных государственных стандартов дошкольного образования.
  2. Предусматриваются различные формы организации воспитательно-образовательного процесса: познавательные беседы, экскурсии, путешествия, организация тематических выставок, игры.

При этом используются обязательные методы: 

Методы      повышения познавательной активности (С.А.Козлова)

Методы      повышения эмоциональной активности (С.А.Козлова)

Методы и приемы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы           обучения и развития творчества (Н.Н.Поддъяков)

* элементарный и казуальный анализ (причинные связи);

* сравнение;

* метод моделирования и конструирования;

* метод вопросов;

* метод повторения.

* игровые: воображаемые ситуации, элементы новизны, КВН

* прием предложения и обучения  способу установления связи между разными видами деятельности;

* перспективное планирование;

* беседа;

* использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности;

* метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

* эмоциональная насыщенность окружения;

* мотивирование детской деятельности;

* прогнозирование (умение рассматривать явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

*игровые приемы;

* проблемные ситуации и задачи;

* вопросы, задаваемые детьми;

* неясные знания, догадки, предположения

  1. Завершают изучение каждой темы комплексные занятия, развлечения       (1 раз в квартал). Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущение целостности и законченности определенного учебного периода.

цели, задачи                                                                                                      системы  по формированию патриотических чувств у старших дошкольников          на основе ознакомления с культурным обликом родного города

Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические особенности Пермского края.

  1. Развивать познавательный интерес в процессе приобщения к краеведческому материалу.
  2. Направить познавательную активность детей на системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и семьи, человека и общества в целом.
  3. Формировать потребность и умение поддерживать чистоту, красоту и порядок в социокультурной среде.

Задачи: 

  1. Конкретизировать и систематизировать знания детей о родном городе как части России.
  2. Обобщить знания об истории развития города, о людях, прославивших свой город в истории его становления.
  3. Уточнить знания детей о достопримечательностях, символике родного города.
  4. Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего города.
  5. Способствовать развитию чувства причастности к истории родного города.

Показатели развития детей

Разработанные показатели развития направлены на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о родном городе, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

Познавательные сведения:

В зависимости от возраста и уровня развития ребенок                          старшего дошкольного возраста –

  1. Владеет обобщенными и адекватными знаниями:
  1. об улицах, районах своего города;
  2. о достопримечательностях родного города (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории);
  3. о символике родного города;

  1. Имеет дифференцированные представления:
  1. об истории зарождения своего города;
  2. о родном городе как части России;
  3. о людях, прославивших свой край в истории его становления.

  1. Владеет обобщенными знаниями:
  1. о природе родного края;
  2. о традициях своего города;
  3. о культурных и природных богатствах своего края.

  1. Проявляет устойчивый познавательный интерес:
  1. к явлениям истории и культуры своего города;
  1. Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Развитие чувств и эмоций:

  1. Проявляет осознанное положительно-эмоциональное отношение в процессе приобщения к краеведческому материалу;
  2. проявляет потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о чистоте в социокультурной среде;
  3. проявляет чувство уважения к знаменитым людям своего города;
  4. проявляет осознанное отношение и положительные эмоции от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного города.

Формирование поведения:

  1. владеет  способами проявления заботы о благосостоянии своего города;
  2. наблюдается  проявление бережного, заботливого отношения                       к достопримечательностям города;
  3. проявляет доброжелательное отношение к представителям  разных национальных культур Прикамья;
  4. наблюдается бесконфликтное поведение в общественных местах;
  5. самостоятельно регулирует негативные эмоциональные проявления.

Анализ диагностических исследований за последние два года показал, что у детей в процессе целенаправленной педагогической деятельности - по формированию патриотических чувств и отношений на основе ознакомления с культурным обликом родного города,  значительно увеличилась:  познавательная и творческая активность, расширился кругозор ребенка, его образное мышление и представление о том, что каждый человек – часть мира, родной город – часть огромной страны России.

 Таким образом,  совместная деятельность педагога и родителей воспитанников в этом направлении способствует духовному развитию ребенка, являя собственным примером высокие нравственные качества, воспитывая уважение к людям, прославивших свой край в истории его становления; приучая заботиться о красоте, чистоте окружающего мира.

У детей старшего дошкольного возраста:

  1. уровень познавательной активности возрос на 46 %;
  2. становление адекватных способов поведения возросло на 54 %;
  3. развитие психических функций и процессов,  по результатам исследования педагога-психолога ДОУ,  возросло на 63 %.

Работа с родителями

Формы организации взаимодействия с родителями воспитанников отражены в перспективном плане «Формирование патриотических чувств и отношений  у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города».

Через информационный блок, организованный в группе, просмотр открытых занятий, участие в тематических выставках родители воспитанников получают информацию о направлениях педагогической и воспитательной деятельности в данном направлении

Важнейшие педагогические принципы взаимодействия          дошкольного учреждения и семьи:

  1. Сотворчество детей, родителей, педагога в совместном процессе формирования чувства патриотизма и создание единого коллектива    «дети – родители – педагог»
  2. Организация общего психологического пространства, объединяющее детей и взрослых и определяющее дистанцию и позицию, оптимальные для взаимодействия всех членов коллектива.

Педагогические условия, обеспечивающие успешность решения     задач патриотического воспитания и развития дошкольников

Начиная работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников на основе ознакомления с культурным обликом родного города, страны, следует учитывать следующие педагогические принципы:

  1. педагог должен хорошо знать историю своего города;
  2. педагог должен продумать, что целесообразно показать (экскурсии, видео и фото-материалы) и о чем рассказать детям (беседы);
  3. выделить характерные особенности родного города;
  4. отобрать содержание, которое поможет показать связь родного города со всей страной;
  5. заинтересовать родителей воспитанников и сделать их своими единомышленниками в сложном деле воспитания будущего патриота своего края и Отечества.

Опираясь на современные вариативные программы (Князевой Л.О., Маханевой М.Д., Любимовой Л.В., Коломейченко Л.В.), концептуальные и нормативные документы были разработаны цели, задачи                                                                                                      системы  по формированию патриотических чувств у старших дошкольников          на основе ознакомления с культурным обликом родного города

Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические особенности Пермского края.

  1. Развивать познавательный интерес в процессе приобщения к краеведческому материалу.
  2. Направить познавательную активность детей на системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и семьи, человека и общества в целом.
  3. Формировать потребность и умение поддерживать чистоту, красоту и порядок в социокультурной среде.

Задачи: 

  1. Конкретизировать и систематизировать знания детей о родном городе как части России.
  2. Обобщить знания об истории развития города, о людях, прославивших свой город в истории его становления.
  3. Уточнить знания детей о достопримечательностях, символике родного города.
  4. Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего города.
  5. Способствовать развитию чувства причастности к истории родного города.

Формы работы с детьми

  1. Данная система формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города построена в соответствии с сущностными характеристиками патриотизма как личностного образования.

                 

Ее содержание представлено следующими блоками:

1. Я и моя улица, микрорайон, район.

  1. Я и мой город: достопримечательности (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории).
  2. История моего города: традиции, символика родного города, знаменитые люди, прославившие свой край в истории его становления.

  1. Разработан перспективный план по данному направлению работы, который предусматривает выделение в нем инвариантного ядра, в основе которого лежат требования временных государственных стандартов дошкольного образования.

  1. Предусматриваются различные формы организации воспитательно-образовательного процесса: познавательные беседы, экскурсии, путешествия, организация тематических выставок, игры.

 

При этом используются обязательные методы: 

Методы      повышения познавательной активности (С.А.Козлова)

Методы      повышения эмоциональной активности (С.А.Козлова)

Методы и приемы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы           обучения и развития творчества (Н.Н.Поддъяков)

* элементарный и казуальный анализ (причинные связи);

* сравнение;

* метод моделирования и конструирования;

* метод вопросов;

* метод повторения.

* игровые: воображаемые ситуации, элементы новизны, КВН

* прием предложения и обучения  способу установления связи между разными видами деятельности;

* перспективное планирование;

* беседа;

* использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности;

* метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

* эмоциональная насыщенность окружения;

* мотивирование детской деятельности;

* прогнозирование (умение рассматривать явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

*игровые приемы;

* проблемные ситуации и задачи;

* вопросы, задаваемые детьми;

* неясные знания, догадки, предположения

  1. Завершают изучение каждой темы комплексные занятия, развлечения       (1 раз в квартал). Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущение целостности и законченности определенного учебного периода.

Работа с родителями

  1. Формы организации взаимодействия с родителями воспитанников отражены в перспективном плане «Формирование патриотических чувств и отношений  у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города».
  2. Информационный блок, организованный в группе.
  3.  Просмотр открытых занятий.
  4.  Участие в тематических выставках: родители воспитанников получают информацию о направлениях педагогической и воспитательной деятельности в данном направлении.

Важнейшие педагогические принципы взаимодействия          дошкольного учреждения и семьи:

  1. Сотворчество детей, родителей, педагога в совместном процессе формирования чувства патриотизма и создание единого коллектива    «дети – родители – педагог»

Организация общего психологического пространства, объединяющее детей и взрослых и определяющее дистанцию и позицию, оптимальные для взаимодействия всех членов коллектива.

                     Показатели развития детей

Разработанные показатели развития направлены на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о родном городе, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражения полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

Познавательные сведения:

В зависимости от возраста и уровня развития ребенок                          старшего дошкольного возраста –

  1. Владеет обобщенными и адекватными знаниями:
  1. об улицах, районах своего города;
  2. о достопримечательностях родного города (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории);
  3. о символике родного города;

  1. Имеет дифференцированные представления:
  1. об истории зарождения своего города;
  2. о родном городе как части России;
  3. о людях, прославивших свой край в истории его становления.

  1. Владеет обобщенными знаниями:
  1. о природе родного края;
  2. о традициях своего города;
  3. о культурных и природных богатствах своего края.

  1. Проявляет устойчивый познавательный интерес:
  1. к явлениям истории и культуры своего города;
  1. Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Развитие чувств и эмоций:

  1. Проявляет осознанное положительно-эмоциональное отношение в процессе приобщения к краеведческому материалу;
  2. проявляет потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о чистоте в социокультурной среде;
  3. проявляет чувство уважения к знаменитым людям своего города;
  4. проявляет осознанное отношение и положительные эмоции от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного города.

Формирование поведения:

  1. владеет  способами проявления заботы о благосостоянии своего города;
  2. наблюдается  проявление бережного, заботливого отношения                       к достопримечательностям города;
  3. проявляет доброжелательное отношение к представителям  разных национальных культур Прикамья;
  4. наблюдается бесконфликтное поведение в общественных местах;
  5. самостоятельно регулирует негативные эмоциональные проявления.

Анализ диагностических исследований за последние два года показал, что у детей в процессе целенаправленной педагогической деятельности - по формированию патриотических чувств и отношений на основе ознакомления с культурным обликом родного города,  значительно увеличилась:  познавательная и творческая активность, расширился кругозор ребенка, его образное мышление и представление о том, что каждый человек – часть мира, родной город – часть огромной страны России.

 Таким образом,  совместная деятельность педагога и родителей воспитанников в этом направлении способствует духовному развитию ребенка, являя собственным примером высокие нравственные качества, воспитывая уважение к людям, прославивших свой край в истории его становления; приучая заботиться о красоте, чистоте окружающего мира.

У детей старшего дошкольного возраста:

  1. уровень познавательной активности возрос на 46 %;
  2. становление адекватных способов поведения возросло на 54 %;
  3. развитие психических функций и процессов,  по результатам исследования педагога-психолога ДОУ,  возросло на 63 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

«Познавательное общение детей старшего дошкольного возраста с целью передачи информации о родном городе, крае друг другу»

Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

Дидактические игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать  совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к....

Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где?» из цикла «Мой родной город - Октябрьский»

Конспект занятия КВН для детей старшего дошкольного возраста "Что? Где?"...

Картотека развивающих и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование знаний о родном городе.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне ...

Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста

Материал методической разработки содержит беседы, игры и упражнения, способствующие нравственному воспитанию детей и направленны на раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала....