Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Пахомова Татьяна Викторовна

Актуальность исследования.

 

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 388»

 

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388»

Дрягина О.В.__________________________

 

 Принята на педагогическом совете

Протокол №      от ____           20    г.

Программа по самообразованию

«Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».

Срок реализации -  3 года

Дата начала работы над темой: 09.2015г.

Предполагаемая дата окончания работы: 05.2018г.

                                                                                         

    Автор: Пахомова Т.В.

 

г. Нижний Новгород

2015 г.

Введение.

Актуальность исследования.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становится основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше понять элементы геометрии в школе.

Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях являются игры и игровые упражнения, на разных этапах[1].  В последние годы предлагается использовать моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева), эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений посредством дидактических игр и упражнений, разработали специальные дидактические средства.

Поэтому, я считаю, актуальной проблему формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в двух и трехмерном пространстве. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.

Существенный вклад в создание дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета), внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, М. К. Сай, Е. И. Удальцова, А. М. Леушина, М. Н. Перова, Т. К. Жигалкина, Е. И. Щербакова, А. В. Белошистая и другие.

Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком по формированию ориентировки в пространстве  через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики для формирования ориентировки в пространстве.

3. Апробировать возможности использования данных методик.

Этапы реализации программы самообразования 2015-2016 уч.год.

Подготовительный этап.

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение научно-практической литературы.

Сентябрь 2015- май 2016 уч.г.

- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». – М.; Просвещение. 2013 – 96с.

- Белошистая А.В., «Формирование и развитие математических способностей дошкольников»: Вопросы теории и практики. – М.: ВЛАДОС, 2014

- Белякова О.Г. «Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре» М.: МГППУ, 2006. - 320с.

- Мусейибова Т.А. «Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам». // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994. - Мусейибова Т.А. «Формирование некоторых пространственных ориентаций». //Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб, 1994.- Каразану В. «Ориентирование в пространстве». // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 2012.

Подбор, изучение и анализ научно-практической литературы по данной теме.

Изучение методической литературы.

Сентябрь 2015- май 2016 уч.г.

- Веракса Н. Формирование единых временно-пространственных представлений. // Дошкольное воспитание. 1976. №5. С. 46-48

- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.; Просвещение, 1992
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.; Просвещение, 1974

- Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014

-Помораева И.А. Позина В.А.

«Формирование элементарных математических представлений младшая группа»

М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

Изучение педагогического опыта на интернет-ресурсах.

Сентябрь 2015- май 2016 уч.г.

Регистрация на интернет-порталах для педагогов

Практический этап.

Организация работы с детьми

Сентябрь 2015

-Диагностика. Выявить уровень сформированности пространственной ориентации детей на начало учебного года

- Способствовать накоплению опыта восприятия ближайшего пространственного окружения;

- Познакомить детей определением парных пространственных направлений от себя;

Предложить детям поиграть в игры:

 - «Где же наши ручки».

- «Лодочки»

Сентябрь 2015- май 2016 уч.г.

Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по пространственному ориентированию

Использование игр и упражнения во время поведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультминуток

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Сентябрь

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области познавательного развития детей.

Анкетирование родителей.

Октябрь-май

Консультации для родителей в области познавательного развития детей.

Приложение 11

Самореализация

В течение всего периода

Исследование педагогической компетентности воспитателей в области познавательного развития  детей.

Анкетирование педагогов ДОУ

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Презентация картотек, д/и и пособий.

Выступление на педагогическом совете.

Обмен опытом на сайтах.  

Размещение методических разработок, конспектов на образовательных порталах Нс-Портал. Маам

Этапы реализации программы самообразования 2016-2017 уч.год.

Подготовительный этап.

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение научно-практической и методической  литературы.

Сентябрь 2016- май 2017 уч.г.

- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. «Особенности восприятия пространства у детей». - М., 2004.

- Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.

- Говорова Р.К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 2004.

- Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.

Подбор, изучение и анализ научно-практической и методической литературы по данной теме.

Изучение педагогического опыта на интернет-ресурсах.

Сентябрь 2016- май 2017 уч.г.

http://ped-kopilka.ru

https://nsportal.ru

http://www.maam.ru

https://infourok.ru

http://открытыйурок.рф/

http://docplayer.ru/

Изучение представленного опыта

Практический этап.

Организация работы с детьми

Сентябрь 2016

-Диагностика. Выявить уровень сформированности пространственной ориентации детей на начало учебного года

- Способствовать закреплению умения ориентироваться в расположении частей собственного тела;

- Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя;  

- Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения;

Предложить детям поиграть в игры:

 - «Сделай, как я».

- «Где что находится?»

- «Куда закатился мяч?»

Сентябрь 2016г. – май 2017г.

Организация утренней гимнастики и гимнастики после сна с использованием знаний об ориентировке в пространстве.

Приложение 1

Приложение 2

Сентябрь 2016г. – май 2017г.

Организация и проведение дидактических игр, направленных на формирование ориентировки в пространстве;

Приложение 3

Ноябрь 2016

Знакомство с пространством группы

Изготовление макета группы

Декабрь 2016 г.

Подготовка к организации открытого занятия «К нам в гости пришла елочка»

Приложение 4

Январь 2016г. – май 2017г

Совместные занятия по конструированию и лепке с целью подбора недостающих деталей

Игры с конструктором

Лепка

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Сентябрь 2016 г.

Исследование педагогической компетентности родителей в области познавательного развития детей.

Организация «Почты доверия»

Октябрь 2016 г.

Заседание родительского клуба

Приложение 5.

Ноябрь 2016г.

Изготовление макетов группы и участка силами родителей

Фотоотчет

Декабрь 2016г.

Организация фотоконкурса «Формирование ориентировки в пространстве через использование дидактических игр»

Фотоочет

Октябрь-май

Консультации для родителей в области познавательного развития детей.

Изготовление папок передвижек, выставок пособий и д/и

Самореализация

Сентябрь 2016

Разработка перспективного планирования

Приложение 6.

Октябрь – декабрь 2016 г.

Организация РППС группы.

Фотоотчет

Сентябрь 2016-май 2017

Разработка картотек дидактических игр.

Приложение 3.

Изготовление пособий, атрибутов и дидактических игр.

Фотоочет

Март 2017г.

Консультация для педагогов по теме: «Значение дидактической игры для развития дошкольника».

Приложение 8

Апрель 2017г.

Выступление на педагогическом совете.

Представление опыта работы.

Этапы реализации программы самообразования 2017-2018 уч.год.

Подготовительный этап.

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение научно-практической и методической  литературы.

Сентябрь 2017- май 2018 уч.г.

- Мазепина Т.Б., «Развитие пространственно – временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах» /Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Никольский О.С. «Развитие пространственного мышления. – М., 2001.
- Носова Е.А.» Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста». Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. СПб., 1990. 310 с.

Подбор, изучение и анализ научно-практической и методической литературы по данной теме.

Изучение педагогического опыта на интернет-ресурсах.

Сентябрь 2017- май 2018 уч.г.

http://ped-kopilka.ru

https://nsportal.ru

http://www.maam.ru

https://infourok.ru

http://открытыйурок.рф/

http://docplayer.ru/

Размещение педагогического опыта

Практический этап.

Организация работы с детьми

Сентябрь 2017г

-Диагностика. Выявить уровень сформированности пространственной ориентации детей на начало учебного года

- Способствовать закреплению умения ориентироваться в расположении частей собственного тела;

- Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя;  

- Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения;

Предложить детям поиграть в игры:

 - «Поможем Маше-растеряше».

- «Где звенит колокольчик?»

- «Куда закатился мяч?»

Сентябрь 2017г. – май 2018г.

Организация утренней гимнастики и гимнастики после сна с использованием знаний об ориентировке в пространстве.

Приложение 1

Приложение 2

Сентябрь 2017г. – май 2018г.

Организация и проведение дидактических игр, направленных на формирование ориентировки в пространстве;

Приложение 3

Ноябрь 2017

Знакомство с пространством группы

Изготовление макета группы

Декабрь 2017 г.

Подготовка к организации открытого занятия «К нам в гости пришла елочка»

Приложение 4

Январь 2017г. – май 2018г

Совместные занятия по конструированию и лепке с целью подбора недостающих деталей

Игры с конструктором

Лепка

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Сентябрь 2017 г.

Исследование педагогической компетентности родителей в области познавательного развития детей.

Анкетирование родителей

Организация «Почты доверия»

Октябрь 2017 г.

Заседание родительского клуба

Приложение 5.

Ноябрь 2017г.

Изготовление развивающего коврика, лэпбука

Фотоотчет

Декабрь 2017г.

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

Фотоотчет

Октябрь 2017 –май 2018 г.

Консультации для родителей в области познавательного развития детей.

Изготовление папок передвижек, выставок пособий и д/и

Январь 2018г.

Тематическое родительское собрание по теме: «Игровые технологии в ДОУ»

Приложение 7

Февраль 2018г.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

Фотоотчет

Март 2018г.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону

Изготовление оборудования для развития игровой деятельности

Самореализация

Сентябрь 2017г

Дополнение перспективного плана

Приложение 8.

Октябрь – декабрь 2017 г.

Пополнение  РППС группы.

Фотоотчет

Сентябрь 2017-май 2018г.

Пополнение картотеки дидактических игр.

Приложение 3.

Март 2018г.

Мастер-класс для педагогов «Как сделать лэпбук»

Фотоотчет

Апрель 2018г.

Выступление на РМО по теме  «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Приложение 10.


[1] Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

В этой статье говориться о понятиях сенсорного развития в психологии, об особенностях сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. О роли дидактических игр в сенсорном развитии детей младш...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...