«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи»

 

Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 №1155, одной из образовательных областей в работе с детьми является речевое развитие в рамках деятельностного подхода. Следовательно, работа в данном направлении является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса.

Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития, также нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

 – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

 – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В современное время читают и учат художественные произведения (стихотворения) в семье мало, так как детям трудно запоминать текст стихотворения с первого раза, требуется очень много времени и сил от родителей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

На современном этапе логопедической практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития наглядного моделирования как варианта коррекции речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР, которая может существенно оптимизировать процесс овладения связной речью. В дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать коммуникативную сторону общения с взрослыми и сверстниками, что способствует успешному обучению в школе.        

Актуальность использования наглядного моделирования мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ТНР овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

 – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Наша творческая группа разработала методический комплекс, направленный на развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи, представленный стихограммами (схемами для заучивания стихотворений), технологическими картами предшествующей работы и ООД, комплексами пальчикового игротренинга, динамических пауз, картотеками игр, художественных произведений (стихотворения), репертуаром музыкальных произведений, иллюстративным материалом: картины русских художников; наглядным материалом для родителей (памятки, папки – передвижки, консультации).

Систематизация методического материала строилась с учетом программного содержания,  возрастных особенностей детей данной категории, лексических тем и разделен на блоки по временам года.

Предлагаем последовательность работы по заучиванию стихотворения с помощью стихограммы на примере художественного произведения Э. Успенского «Первое сентября» (блок «Осень»).

Технологическая карта  ООД по развитию речи    Заучивание стихотворения  Э. Успенского  «Первое сентября»

                                           в подготовительной  группе (блок «Осень»)

Тема

Разучивание  стихотворения Э.Успенского  «Первое сентября»

Цель

Разучить стихотворение «Первое сентября »  Э.Успенского  на основе стихограммы

Задачи

1. Познакомить детей с творчеством  поэта Э. Успенского

2. Развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Развивать связную речь, чувство ритма, навыки речевого общения.

4. Продолжать формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)

5. Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, воспитывать навыки организованного поведения.

Методический комплекс

ООД Развитие речи

- загадки о школе

- беседа о школе

-  рассматривание картин, иллюстраций

-  д/игра «Назови ласково»

 - пальчиковая гимнастика «Мы писали»

 - слушание  песни «Учат в школе» М.,  Пляцковский, В. Шаинский

-  работа с мнемотаблицей по стихотворению Э. Успенского «Первое сентября»

- заучивание стихотворения Э. Успенского «Первое сентября»

Оборудование и материалы

Картины:  Волков «1 сентября», Ф. Решетников «Опять двойка»

Иллюстрации С. Вохринцевой

Дидактический материал «Окружающий мир. Осень»

Мнемотаблица , оценочные карточки

Магнитная доска,  магнитофон, диск с песней «Учат в школе»

М.,  Пляцковский  В.Шаинский

Стихограмма   «Первое сентября»

Э.Успенский

 

Первое сентября

Нежарким солнышком  согреты,

Леса ещё листвой одеты,

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но весёлый

Грустишь ты – До свиданья, лето!

 И радуешься – Здравствуй, школа!

 

При заучивании стихотворения с использованием стихограммы (схемы) важно соблюдать следующие этапы:

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение без установки на запоминание.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.   Затем еще раз читает стихотворение с опорой на стихограмму.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на стихограмму.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на  стихограмму.

Как работать со стихограммой:

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок;

2 шаг. Чтение педагогом стихотворения, указывая на подходящую картинку по тексту. Повторить несколько раз.

3 шаг. Педагог с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста стихотворения, соответствующую картинке. Повторить несколько раз.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь стихограммой.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи стихограммы.

Наш опыт работы подтверждает, что использование наглядного моделирования при заучивании стихотворений с использованием зрительных опор (стихограмм) позволяет развивать интерес к стихам, даже при многократном повторении, способствует развитию долговременной памяти, ассоциативного мышления, способности к замещению, активизирует речь детей: обогащается  словарный запас, что очень важно при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Заучивание стихотворений — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

         Использование наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.          Таким образом, с помощью стихограмм ребята могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь.

                                                      Творческая группа:

Саландаева Е.С. учитель – логопед, первая квалификационная категория

Яшина И.А. воспитатель, высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи»

Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 №1155, одной из образовательных областей в работе с детьми является речевое развитие в рамках деятельностного подхода. Следовательно, работа в данном направлении является неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса.

Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития, также нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

 – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

 – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В современное время читают и учат художественные произведения (стихотворения) в семье мало, так как детям трудно запоминать текст стихотворения с первого раза, требуется очень много времени и сил от родителей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

На современном этапе логопедической практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития наглядного моделирования как варианта коррекции речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР, которая может существенно оптимизировать процесс овладения связной речью. В дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать коммуникативную сторону общения с взрослыми и сверстниками, что способствует успешному обучению в школе.        

Актуальность использования наглядного моделирования мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ТНР овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

 – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Наша творческая группа разработала методический комплекс, направленный на развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи, представленный стихограммами (схемами для заучивания стихотворений), технологическими картами предшествующей работы и ООД, комплексами пальчикового игротренинга, динамических пауз, картотеками игр, художественных произведений (стихотворения), репертуаром музыкальных произведений, иллюстративным материалом: картины русских художников; наглядным материалом для родителей (памятки, папки – передвижки, консультации).

Систематизация методического материала строилась с учетом программного содержания,  возрастных особенностей детей данной категории, лексических тем и разделен на блоки по временам года.

Предлагаем последовательность работы по заучиванию стихотворения с помощью стихограммы на примере художественного произведения Э. Успенского «Первое сентября» (блок «Осень»).

Технологическая карта  ООД по развитию речи

 Заучивание стихотворения  Э. Успенского  «Первое сентября»

в подготовительной  группе (блок «Осень»)

Тема

Разучивание  стихотворения Э.Успенского  «Первое сентября»

Цель

Разучить стихотворение «Первое сентября »  Э.Успенского  на основе стихограммы

Задачи

1. Познакомить детей с творчеством  поэта Э. Успенского

2. Развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Развивать связную речь, чувство ритма, навыки речевого общения.

4. Продолжать формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)

5. Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, воспитывать навыки организованного поведения.

Методический комплекс

ООД Развитие речи

- загадки о школе

- беседа о школе

-  рассматривание картин, иллюстраций

-  д/игра «Назови ласково»

 - пальчиковая гимнастика «Мы писали»

 - слушание  песни «Учат в школе» М.,  Пляцковский, В. Шаинский

-  работа с мнемотаблицей по стихотворению Э. Успенского «Первое сентября»

- заучивание стихотворения Э. Успенского «Первое сентября»

Оборудование и материалы

Картины:  Волков «1 сентября», Ф. Решетников «Опять двойка»

Иллюстрации С. Вохринцевой

Дидактический материал «Окружающий мир. Осень»

Мнемотаблица , оценочные карточки

Магнитная доска,  магнитофон, диск с песней «Учат в школе»

М.,  Пляцковский  В.Шаинский

Первое сентября

Нежарким солнышком  согреты,

Леса ещё листвой одеты,

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но весёлый

Грустишь ты – До свиданья, лето!

                          И радуешься – Здравствуй, школа!

                                                             Э.Успенский

При заучивании стихотворения с использованием стихограммы (схемы) важно соблюдать следующие этапы:

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение без установки на запоминание.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.   Затем еще раз читает стихотворение с опорой на стихограмму.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на стихограмму.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на  стихограмму.

Как работать со стихограммой:

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок;

2 шаг. Чтение педагогом стихотворения, указывая на подходящую картинку по тексту. Повторить несколько раз.

3 шаг. Педагог с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста стихотворения, соответствующую картинке. Повторить несколько раз.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь стихограммой.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи стихограммы.

Наш опыт работы подтверждает, что использование наглядного моделирования при заучивании стихотворений с использованием зрительных опор (стихограмм) позволяет развивать интерес к стихам, даже при многократном повторении, способствует развитию долговременной памяти, ассоциативного мышления, способности к замещению, активизирует речь детей: обогащается  словарный запас, что очень важно при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Заучивание стихотворений — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. 

        Использование наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.         Таким образом, с помощью стихограмм ребята могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь

Творческая группа:  

Саландаева Е.С. учитель - логопед ,  первая квалификационная категория

Яшина И.А. воспитатель, высшая квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

quot;Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...