Главные вкладки

    Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены данные первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, обозначены направления и методы работы.

    Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, старший дошкольный возраст, нарушения опорно-двигательного аппарата, коммуникативные умения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены данные первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, обозначены направления и методы работы.

    Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, старший дошкольный возраст, нарушения опорно-двигательного аппарата, коммуникативные умения.

    В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них ‒ принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [1].

    Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [2]

    Индивидуальный образовательный маршрут может быть составлен как для одаренных детей, так и для детей, имеющих сложности в какой-либо из сфер развития. Особую группу представляют дети с ОВЗ. Значительную часть среди них составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), чаще всего это ДЦП. В силу своих физических особенностей, у дошкольников с НОДА обнаруживается отставание в формировании различных  сфер личности, в том числе и коммуникативной. Дети с НОДА могут испытывать замкнутость, стеснительность, у них ограничены возможности игрового взаимодействия с другими детьми.

    Первым этапом разработки ИОМ стал диагностический, так как нам необходимо выявить актуальный уровень развития коммуникативных навыков у группы дошкольников с НОДА, для которых будет проектироваться маршрут.

    С целью выявления актуального уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата нами было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования было МБДОУ г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 8 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Согласно определению В.Д. Ширшова «коммуникативные умения – это комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно стоить своё поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения» [4, с. 132].

    Классификация коммуникативных умений В.Д. Ширшова, выделяет три группы умений:

    Информационно-коммуникативных, направленных на решение информационно-содержательных аспектов общения;

    Регуляционно-коммуникативных,

    Афективно-коммуникативных умений.

    Для исследования нами были выбраны следующие методики:

    1. «Зеркало настроений» (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова);

    2. «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

    3. «Интервью» (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова);

    По итогам диагностики, детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений обнаружено не было, 62,5% показали средний уровень и 37,5% были отнесены к низкому уровню.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенного констатирующего этапа исследования нами были составлены индивидуальные образовательные маршруты – один для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата со средними уровнем сформированности коммуникативных умений, второй для старших дошкольников с низким уровнем сформированности коммуникативных умений.

    Цель индивидуального образовательного маршрута – способствовать формированию компонентов коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Задачи – восполнить пробелы в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, способствовать формированию и развитию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, интереса к окружающим, проявлению инициативности в общении, выражении своих эмоций и других компонентов коммуникативных умений.

    Для формирования коммуникативных навыков мы использовали групповую форму работы для детей старшего дошкольного возраста со схожим уровнем развития коммуникативных умений.

    В ходе проведения занятий использовались различные методы обучения: словесный (объяснение задания, указания, оценка и т.д.), наглядный (показ, демонстрация и т.д.) и практический. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевые игры и развивающие дидактические игры.

    Реализация индивидуального образовательного маршрута будет проходить с   ноября 2019 по февраль 2020 года.

    В подгруппе детей с низким уровнем коммуникативных умений были реализованы следующие направления работы:

    - формирование доброжелательного отношения со сверстниками;

    - формирование интереса к окружающим;

    - формирование умения проявлять инициативу в общении.

    В подгруппе детей со средним уровнем коммуникативных умений были реализованы направления работы:

    - развитие эмпатии и эмоциональной отзывчивости;

    - развитие инициативности;

    - освоение доступных средств коммуникации.

    Планируется, что по итогам реализации ИОМ, у старших дошкольников будут сформированы представления об эмоциях; получен опыт выражения своих эмоций в общении; получен положительный опыт совместной деятельности; сформированы умения согласовывать свои действия и договариваться с партнером; сформированы умения вступать в процесс общения со сверстниками и взрослыми.

    Список литературы

    1. Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). М.: Владос, 2016. 316 с.
    2. Исаева И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 116 с.
    3. Коломийченко Л.В., Чугова Г.И. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. – М.: ТЦ Сфера,  2015.
    4. Педагогическая коммуникация: сборник научных трудов по материалам Международной заочной Интернет-конференции / Под ред. Б.М. Игошева, И.А. Ларионовой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

    Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

    Комплесное интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Итеграция в сфере образовательных областей физическая культура и музыка. Заняте расчитано для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посещающих специализированные коррекционные группы...

    «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»

    В данной работе  раскрыты теоретические основы  развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...