Дидактические игры со счетными палочками для дошкольников.
статья

Бараненко Ольга Сергеевна
Счетные палочки - это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_so_schetnymi_palochkami.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Бараненко О.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида

Московского района Санкт-Петербурга

Дидактические игры со счетными палочками для дошкольников.

Счетные палочки являются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной  форме познакомить ребенка  с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Упражнения со счетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность.

Варианты игр и упражнений.

Развитие мелкой моторики..

Проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков.

Сортировка по цвету.

Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки.

Предложите ребенку коробочки, соответствующие цвету палочек (вместо коробочек можно использовать листы цветной бумаги или картона).

Попросите разложить палочки по цвету в подходящие коробочки.

Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

Изучение геометрических фигур.

С помощью счетных палочек  очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и т.п.

Можно выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек, выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру.

Знакомство с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий".

 Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите ребенку, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой.

Картинки из палочек.

Из палочек можно выложить на плоскости дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно.Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Палочки — конструктор.

Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).

Выкладывание силуэтов по контуру-шаблону.

Заранее сделать несколько схем-шаблонов: на листе бумаги  нарисовать различные композиции из палочек фломастерами нужного цвета. Малышу нужно будет раскладывать палочки прямо на картинку, подбирая их по заданному цвету.

Можно выкладывать рисунок не на листе бумаги, а рядом с ним, используя схему, как образец.

Логические цепочки.

Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей.  Выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша. Либо начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её. "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование палочек двух цветов. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.

Обучение счету.

 

С помощью счетных палочек можно изучать понятия один-много, наглядно

продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими

операциями сложения и вычитания, умножения и деления.

Для детей 2-3 лет.

    Возьмите из кучки палочек одну и положите отдельно. Пусть ребенок покажет, где одна палочка, а где много.

    Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два.

    Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее.

    Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна — две, две и еще одна — три, три и еще одна — четыре и так далее).

    Если вы видите, что ребенок без затруднений узнает количество предметов в пределах пяти и соотносит их с цифрами, предложите ему самому подбирать нужное количество палочек к карточкам.

Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).

Для детей от 4 лет.

    Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.

    Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.

   

Изучаем состав числа.

 Как можно разложить число 4? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 4: например, две синие и две красные. Или

одна желтая и три желтые и т.д.

    Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете пять палочек. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?

    C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 + 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки).

    Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства

    Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для него важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры со счетными палочками для формирования элементарных математических представлений

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы).Счетные палочки отличная развивающая игрушка. ...

Дидактические игры со счетными палочками.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ. СКЛАДЫВАЕМ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК...

Дидактические игры со счетными палочками для детей средней группы 4-5лет

  Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и...

Дидактические игры со счетными палочками

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрак...

Дидактическая игра со счетными палочками

Дидактические игры и упражнения из счетных палочек. С помощь счетных палочек можно научить ребенка считать, различатьцвета, познакомить с геометрическими фигурами.  Дети учатся составлять ра...

дидактические игры со счетными палочками

Счетные палочки - это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, мыслительных операций сравнения, анализа, развития мелкой моторики....

Консультация для родителей «Дидактические игры со счетными палочками»

Учимся играя. 10 нестандартных вариантов развивающих игр со счетными палочками.Всем знакомые счетные палочки, можно использовать не только, для того чтобы научиться считать. Недорогая многоф...