Формы участия родителей в подготовке детского проекта
учебно-методический материал (средняя группа)

Юркина Виктория Викторовна

     В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. Дошкольник нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_uchastiya_rodit_v_podg_detsk_proekta.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формы участия родителей в подготовке детского проекта»

     В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. Дошкольник нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

       Проектный метод – подход к взаимодействию детского сада и родителей, как фактор позитивного всестороннего развития ребёнка.

       Метод проектов:

  • Воспитывает самостоятельную и ответственную личность;
  • Развивает творческие начала и умственные способности;
  • Способствует развитию целеустремленности, настойчивости;
  • Учит преодолевать проблемы, возникшие по ходу дела;
  • Учит умению общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.

      Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.

      Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

      Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2-3 предложения на тему того, что изображено на проекте.

     В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной:

  • родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию,
  • изготовить вместе с ним поделку,
  •  нарисовать рисунок,
  • выполнить аппликацию,
  •  сделать подборку художественной литературы,
  • сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.

     Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например:

  • участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях,
  • игровой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:

  • руководитель,
  • участие на всех или отдельных этапах,
  • консультант,
  • материально-техническая поддержка и др.     

     Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско -детские отношения.  

     В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.

     Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться.

Последовательность разработки и проведения проекта

  1.  Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
  2.   Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу)
  3.   Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
  4. Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
  5. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, музей и др.).
  6.  Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
  7.   Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
  8.   Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
  9.  Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
  10.  Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
  11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т.п.  Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
  12.  Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).
  13.  Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

     Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

3,5-5 лет

     Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.

    Особенности проектной деятельности.

    Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

5-6 лет

      Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

Особенности проектной деятельности:

Накапливается определенный социальный опыт:

  •  опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
  •  опыт разнообразной совместной деятельности;
  •  развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;               
  •  развитие самоконтроля и самооценки.

Развитие проектной деятельности:

  •  принимают проблему, уточняют цель;
  •  самостоятельно находят проблему;
  •  способны выбрать средства для достижения результата.

6-7 лет

     Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Особенности проектной деятельности

    Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проводятся семинары – практикумы по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разрабатываются памятки для родителей.

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4.Подготовка проекта
5. Защита проекта

Советы:

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информацию.