Консультации для родителей Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?
консультация (старшая группа)

Консультации для родителей

Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад 
для обучения его безопасности?

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду.

В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

 Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но прежде всего, формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребенка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти-шести, с приближением времени, когда ребенок пойдет в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребенка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребенком по улице, начиная буквально с 1,5-2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекта «транспортных» привычек.
       Итак, вы выходите из дома с ребенком, держа его за руку. Часто по дороге в детский сад родители спешат, чтобы не опоздать на работу. Поэтому следует отличать, обучение ребенка,  по пути в детский сад и из детского сада домой, когда спешить некуда.

У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что ребенок наблюдает как бы между делом, позволяет себе, например, попятиться, т.е. сделать шаг назад, не глядя, или броситься, куда глаза глядят, не оглядевшись. И, что самое опасное - «смело» выходить или выбегать из-за разных предметов, которые мешают обзору: из-за кустов, деревьев, заборов, углов домов, стоящих машин.
       Прежде всего, по дороге домой надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед тем, как выйти на проезжую часть: в некоторых странах это называется «стоппинг». Надо много раз повторять вместе с ребенком этот «стоппинг», поясняя словами необходимость остановки специально для наблюдения. Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медленный) шаг при переходе улицы. При этом объясните ребенку, что, когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. А при движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.
       Самая опасная привычка детей - это выбегание или выход, не глядя, из-за мешающих обзору предметов! На улице - это стоящий автомобиль - любой. Но прежде всего грузовик, автобус или троллейбус. По моим 20-летним наблюдениям, каждый третий ребенок из числа пострадавших выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! Больше всего случаев с автобусом. Каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый 20-й - выбежав на дорогу сзади стоящего автобуса (не видя автомобиля, приближающегося справа).
       Используемая в некоторых книгах рекомендация - пословица: «обходи трамвай спереди, а автобус сзади» является грубейшей ошибкой. Повторяя эти слова, мы просто толкаем ребенка под машину. Путь с ребенком в детский сад и обратно должен быть - одновременно - ежедневной отработкой умения ребенка «видеть» стоящий автомобиль как предмет, который может скрывать опасность. Ребенок должен сам увидеть стоящий автобус, как «предмет скрывающий», и выезжающую из-за него машину. Такие же уроки наблюдения (с тротуара!) следует повторять десятки раз возле стоящих машин, кустов, деревьев, групп пешеходов. Ребенок сам должен понять очень серьезную опасность стоящей машины и вообще любых предметов, мешающих обзору проезжей части улицы.

Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. И главная задача - научить ребенка безопасно жить в этом мире.

 

Памятка для родителей по обучению детей

Правилам дорожного движения.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  1. Неумение наблюдать
  2. Невнимательность
  3. Недостаточный надзор взрослых за поведением детей

При выходе из дома:

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.

Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару:

  1. Придерживайтесь правой стороны.
  2. Взрослый должен находится со стороны проезжей части.
  3. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку.
  4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  5. Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может привести к неприятностям.
  6. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару.

Готовясь перейти через дорогу:

  1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  2. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  4. Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся автомобили.
  5. Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части дороги:

  1. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках.
  2. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  4. Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.
  5. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  6. Никогда не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или деревьев (кустов), не осмотрев предварительно дорогу.
  7. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите детей, что это опасно.
  8. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  9. Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта:

  1. Выходите первыми, впереди ребенка, иначе он может упасть, выбежать на проезжую часть.
  2. Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  3. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  4. Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место, (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта:

Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

 

 

Рекомендации по формированию навыков правильного поведения на улицах:

  1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  3. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  4. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no4.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Воробьева  Елена  Владимировна

Приложение № 4

Консультации для родителей 

Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад 
для обучения его безопасности?

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду.

В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

 Дорога с ребенком в детский сад и обратно - идеальный способ не только давать знания, но прежде всего, формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребенка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти-шести, с приближением времени, когда ребенок пойдет в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребенка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребенком по улице, начиная буквально с 1,5-2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекта «транспортных» привычек.
      Итак, вы выходите из дома с ребенком, держа его за руку. Часто по дороге в детский сад родители спешат, чтобы не опоздать на работу. Поэтому следует отличать, обучение ребенка,  по пути в детский сад и из детского сада домой, когда спешить некуда.

У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что ребенок наблюдает как бы между делом, позволяет себе, например, попятиться, т.е. сделать шаг назад, не глядя, или броситься, куда глаза глядят, не оглядевшись. И, что самое опасное - «смело» выходить или выбегать из-за разных предметов, которые мешают обзору: из-за кустов, деревьев, заборов, углов домов, стоящих машин.
        Прежде всего, по дороге домой надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед тем, как выйти на проезжую часть: в некоторых странах это называется «стоппинг». Надо много раз повторять вместе с ребенком этот «стоппинг», поясняя словами необходимость остановки специально для наблюдения. Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медленный) шаг при переходе улицы. При этом объясните ребенку, что, когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. А при движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.
      Самая опасная привычка детей - это выбегание или выход, не глядя, из-за мешающих обзору предметов! На улице - это стоящий автомобиль - любой. Но прежде всего грузовик, автобус или троллейбус. По моим 20-летним наблюдениям, каждый третий ребенок из числа пострадавших выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! Больше всего случаев с автобусом. Каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый 20-й - выбежав на дорогу сзади стоящего автобуса (не видя автомобиля, приближающегося справа).
      Используемая в некоторых книгах рекомендация - пословица: «обходи трамвай спереди, а автобус сзади» является грубейшей ошибкой. Повторяя эти слова, мы просто толкаем ребенка под машину. Путь с ребенком в детский сад и обратно должен быть - одновременно - ежедневной отработкой умения ребенка «видеть» стоящий автомобиль как предмет, который может скрывать опасность. Ребенок должен сам увидеть стоящий автобус, как «предмет скрывающий», и выезжающую из-за него машину. Такие же уроки наблюдения (с тротуара!) следует повторять десятки раз возле стоящих машин, кустов, деревьев, групп пешеходов. Ребенок сам должен понять очень серьезную опасность стоящей машины и вообще любых предметов, мешающих обзору проезжей части улицы.

Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. И главная задача - научить ребенка безопасно жить в этом мире. 

Памятка для родителей по обучению детей

Правилам дорожного движения.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  1. Неумение наблюдать
  2. Невнимательность
  3. Недостаточный надзор взрослых за поведением детей

При выходе из дома:

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.

Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару:

  1. Придерживайтесь правой стороны.
  2. Взрослый должен находится со стороны проезжей части.
  3. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку.
  4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  5. Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может привести к неприятностям.
  6. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару.

Готовясь перейти через дорогу:

  1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  2. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  4. Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся автомобили.
  5. Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части дороги:

  1. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках.
  2. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  4. Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.
  5. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  6. Никогда не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или деревьев (кустов), не осмотрев предварительно дорогу.
  7. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите детей, что это опасно.
  8. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  9. Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта:

  1. Выходите первыми, впереди ребенка, иначе он может упасть, выбежать на проезжую часть.
  2. Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  3. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  4. Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место, (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта:

Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков правильного поведения на улицах:

  1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  3. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  4. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.