Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
консультация

Серова Екатерина Алексеевна

Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx698.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №127 «Чайка»

Консультация для родителей

«Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Выполнила воспитатель

Серова Екатерина Алексеевна

Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключаются суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

Детский малый фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и много другого.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи.

В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.

Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Цель:

Содействие развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Формирование знаний детей о традициях русского народа.

Обогащать словарь детей.

Задачи:

Обучающая – развитие обучения фонематического слуха и формирование грамматического строя языка.

Развивающая – активизировать в речи детей русские потешки, пестушки. Поддерживать положительное отношение к народному творчеству.

Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

1.Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю — ли»).

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

Попевки, приговорки, потешки — первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период

различные потешки, например: **

Вот проснулся петушок,

 Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

***

Наши уточки с утра: Кря, кря, кря.

 Наши гуси у пруда: Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко — ко — ко, ко — ко — ко.

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование произведений народного творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Следует отметить, что в основу положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогут исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», а так же рекомендации Е. И. Тихеевой и других авторов. Следуя советам, выше перечисленных авторов педагогу следует подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогут детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками — куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей — дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. На ряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи — работа над формированием словаря. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Скажи, кто квакает (крякает, мяукает)», «Подскажи словечко», а так же проговаривание скороговорок. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи, способствуют и формированию грамматического строя речи. Широко используемый показ инсценировок, сказок предполагает задания на составление развернутого высказывания. Дети учатся отвечать на вопросы после чтения произведений народного творчества, передавать содержание, четко проговаривая отдельные слова и фразы.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

2. Состав детского фольклора; особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм.

ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ

Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

ПОГОВОРКИ и пословицы

Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

ЗАГАДКИ

Загадка — форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)

ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ

«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.

Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен;

ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.

Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с первых месяцев жизни. Таковы произведения малых фольклорных форм: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Несколько позже дети знакомятся с маленькими сказочками (посказульками) типа классической «Курочки-рябы», небылицами — «перевертышами», скороговорками и многими другими жанрами фольклора.

В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы — пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.

Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю — бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди

.***

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Своеобразие восприятия у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника — это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке — белобоке» — это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее ДУХ.

На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 — 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай — бай», «догоняй — ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку — ка — ре — ку — у», «му — у».

Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) — прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание. Сочетание «баю — бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та — ту, та — ту, та — ту!» — дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.

Потешкой или прибауткой взрослый стимулирует отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во — ди — и — чка! Во — ди — и — чка! Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:

Ранним — рано по утру — у — у -у Пастушок ту — ру — ру -ру! А коровы в лад ему — у — у Затянули му — му — му!

«Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в

которых имеется прямое обращение к ребенку по имени, например:

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка — хороший, Ванечка — пригожий!

Вот он, оказывается, кто: Ванечка!***

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

3. Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки и др.)

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока — белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания — наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям — наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества — расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.

Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке — ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока — белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжек» можно использовать шапочку кота, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» — говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу.

После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд — эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

Загадки — полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор JI. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

4. Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор — в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили — были…» и др.

Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

«Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания, — писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957 с 417-421)

По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии — животворный источник детского мышления… Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному …Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны — лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)

Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.

Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна — лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, JI. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов. Богатейшая сокровищница языка — народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной  речи.

Заключение

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Например, детям нравится, когда с ними играют (возьмите куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинаю припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю-бай

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули».

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дайте возможность детям рассмотреть игрушку, расскажите о персонаже потешки, о его особенностях.

Предварительно необходимо объяснить значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Например, до чтения детям потешки «Конь» нужно сформировать представление о том, какое это красивое, гордое животное! Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает Все колечушки-то бряк, бряк, бряк! Золотые они — звяк, звяк, звяк!

Во время умывания, причесывания малышей можно знакомить их с такими песенками:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Чешу, чешу волосыньки, Расчесываю косыньку, Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса! Расти, коса, не путайся… Дочка, маму слушайся!

Дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», бережно и с любовью относятся к своим куклам.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Если вы идете на прогулку, можно напомнить: «Семеро одного не ждут», если ребенок медленно собирается; «Поспешишь — людей насмешишь» — если ребенок оделся неаккуратно.

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события. «Весна красна цветами», об осени говорим: «Осень красна плодами».

Пословицы о труде — объясните их смысл, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу.

Загадки — полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно по методу Е.И. Тихеевой. На стол выставите несколько игрушек, для каждой подберите загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает»; «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры»; «Грива на шее вольной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети

быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Обращают внимание на мелкую образную характеристику игрушки.

На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, предложите им соответствующую загадку: «Стоят в лугах сестрички — желтый глазок, белые реснички» (ромашки), «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег), «Кричит, «крак», червякам — враг» (ворона).

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, поиграйте с ребенком в игры «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай».

Много радости доставляют детям загадки «Подскажем словечко»: «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор)». «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (лягушка)».

Работа воспитателя не будет плодотворной, если Вы не будете заинтересованы в развитии вашего ребенка.

Список литературы:

Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника[Текст]/ Г.И. Бабурина, Т.Ф. Кузина.- М., 1995

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст]/ В.И. Даль.- М., 2009

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки[Текст] /Сост. Г.Науменко, .-М, 1998

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб-метод пособие. [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева . — 2-е изд, перераб и доп.- СПБ, 2008

Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет [Текст] /Л.М. Козырева.- М., 2005

Майданик, Н.С. Расскажу вам интерес!.. : детский фольклор: Считалки, дразнилки, мирилки, страшилки [Текст]/ Н.С. Майданик, В.В Здир, Т. А. Евтюкова. — Новосибирск: Сибирское Университетское издательство (Новосибирск), 2008. — 160 с. : иллюстрации, В обл. . (Умница)

Русский фольклор [Текст]/ сост. В.Аникин.-М., 1985

Фокеев, А.Л. Неиссякаемый источник : устное народное творчество : пособие для учащихся общеобразоват. Школ, лицеев и гимназий [Текст] /

А.Л. Фокеев . — Саратов : Лицей(Саратов), 2005. — 219 с. : В Обл. (по страницам литературной классики)

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! [Текст]/ Е.А. Янушко// Развитие речи детей 1,5-3 лет .- М.2009

Статьи из сборников, журналов и газет

11.Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии : Из опыта работы [Текст] / Большакова, М. //Дошкольное воспитание №9.-2004. — С. 46-49

12.Иванова, Н. Богатыри земли русской. Беседа «речью плавною»[Текст] / Иванова, Н.. //Дошкольное воспитание №1.-2012.- С.19-21